Статьи

Китайские сувениры царских монет и медалей

Китайские сувениры царских монет и медалей

Как отличить подделку не специалисту и что нужно для этого знать?  Фальшивые монеты и медали можно разделить на высококачественные подделки, для обмана коллекционеров  и дешевые сувенирные копии. Высококачественные подделки это удел специалистов, мы же с Вами рассмотрим, как определить и отличить простые сувенирные копии царских и иностранных монет. 

Подробнее
Победа при Гангуте: "Гангутский" рубль и другие памятники нумизматики (медали, плакеты) посвящённые битве под Ханко/Гангутом

Победа при Гангуте: "Гангутский" рубль и другие памятники нумизматики (медали, плакеты) посвящённые битве под Ханко/Гангутом

В 1713 году Петр I предпринимает морской поход для завоевания Финляндии. Все боевые действия происходят вдоль побережья, шведский флот не рискует подойти близко к берегу, а галерный флот Петра не рискует выйти в открытое море. Шведский флот безоговорочно господствует в Балтийском море, а солдаты Петра легко побеждают на земле. В 1714 году Петр решает усилить гарнизон в Або, но для этого надо было обогнуть по морю полуостров Гангут, где дежурила шведская эскадра. Утром 27 июля при полном штиле русский галерный флот на виду у шведской эскадры обогнул полуостров Гангут и атаковал отделившуюся накануне часть шведского флота под командованием контр-адмирала Эреншельда. Бой был закончен к 5 вечера, треть шведского флота была взята в плен во главе со своим адмиралом. Так состоялась первая морская победа русского военно-морского флота. За эту победу Петру I было присвоено звание вице-адмирала (на момент сражения он был подчиненным генерала Апраксина), а в честь победы при Гангуте были отчеканены наградные и памятные медали из золота, серебра и бронзы.

Подробнее
Возникновение монетной чеканки и прикладное искусство (глиптика и торевтика)

Возникновение монетной чеканки и прикладное искусство (глиптика и торевтика)

Выдающиеся ученые, писатели, искусствоведы, нумизматы-исследователи обычно рассматривают монеты не только как памятники истории, но и как памятники искусства. Великий английский ученый Исаак Ньютон, длительное время руководивший Лондонским монетным двором, говорил: «Монеты — самый пленительный и новаторский вид искусства, который движет народ». Будучи своеобразными произведениями мелкой пластики, медальерного искусства, монеты отражают развитие художественных стилей, как и «большое» искусство. Далее мы убедимся, что монеты более консервативны в этом отношении, чем памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Но в отдельных случаях, в применении технических приемов изобразительного искусства, они бывают впереди. 

Подробнее
Нумизматика и филология

Нумизматика и филология

Надписи на монетах разнообразны — они могут быть на древнегреческом, латинском, еврейском, арабском, китайском, русском, английском, французском, немецком, итальянском и даже на эсперанто. Для перечисления языков монетных легенд не хватило бы и целой страницы этой книги. Значительная часть западноевропейских средневековых легенд — латинская. Следовательно, для серьезной работы с монетами необходимо хотя бы элементарное знание языков. Но даже знание языка не всегда предопределяет правильное прочтение той или иной монетной легенды. Даже арабист, получивший специальное образование, может встретить затруднение в чтении надписей арабоязычных монет. Не каждый, имеющий даже высшее гуманитарное образование, сможет сразу прочитать некоторые легенды средневековых монет или древнейших русских златников и сребреников.

Подробнее
Нумизматика и историческая география

Нумизматика и историческая география

Изучение монетного дела и денежного обращения прошлого невозможно без знания исторической географии. Необходимо знание границ государств и их изменений в разные эпохи, расположение населенных пунктов (особенно тех, которые имели монетные дворы), степень их развития в тот или иной период. Важнейшее значение имеют сведения по топонимике, так как названия территорий и населенных пунктов менялись. Так, в средние века названия городов на монетах большинства европейских стран — латинские, значительно отличающиеся от современных. Например, латинское название Ахена — Aquisgranum, или Aquensis urbs, Милана — Mediolanum, Льежа — Leodium, Регенсбурга — Ratisbona, Кёльна — (Sancta) Colonia Agrippina, и т. д.

Подробнее
Нумизматика и генеалогия

Нумизматика и генеалогия

Вопрос о взаимосвязи генеалогии и нумизматики совершенно не разработан, хотя наличие ее никогда не ставилось под сомнение ни генеалогами, ни нумизматами. Русский генеалог Л. М. Савелов называл среди вещественных памятников генеалогии монеты, а австрийский нумизмат А. Люшин фон Эбенгрейт считал генеалогию одной из важнейших вспомогательных дисциплин, на которые опирается нумизматика. Ф. Шрёттер утверждает то же самое, подчеркивая значение генеалогии для определения монет. Действительно, атрибуция монет или их определение невозможно без генеалогических данных, а прежде всего — без генеалогических таблиц. Нельзя также забывать, что генеалогический «элемент» всегда как бы присутствовал в ранних нумизматических работах.

Подробнее
Нумизматика и геральдика

Нумизматика и геральдика

Геральдика в средние века — свод сведений и правил о гербах — эмблемах, символических изображениях, служащих отличительным признаком отдельного лица, рода, учреждения, города, отдельных территорий или государства. Со второй половины XIX в. — историческая дисциплина, изучающая герб как исторический источник. Ее название происходит от слова «герольд» (позднелат. heroldus — глашатай, ведавший средневековым рыцарским турниром, возглашавший имена, описывавший внешний вид рыцарей и прославлявший подвиги участников состязания. В XI—XIII вв. на рыцарском одеянии и щитах появились гербовые изображения, по которым только и можно было распознать закованных в латы рыцарей, а в XIV в. шлемы нередко стали украшаться гербовыми фигурами.

Подробнее
Нумизматика и сфрагистика

Нумизматика и сфрагистика

Современные печати, где изображение и надписи вырезаны на резине, наклеенной на деревянную основу, снабженную ручкой. Почти каждое предприятие и учреждение имеет свою печать. Но в русском языке печатью называют не только описанное выше орудие, в специальной литературе обычно называемое матрицей или штемпелем, но и оттиск, сделанный на бумаге с помощью штемпельной краски. Реже встречаются металлические печати, оттиск которых делается в сургуче.

Подробнее
Гурт на рублевиках Петра II

Гурт на рублевиках Петра II

Роль гурта известна — защищать монету от злоумышленников, которые опиливанием или обрезыванием монеты по окружности «добывали» драгоценный металл с целью обогащения. Неровность краев первых монет — неизбежное следствие несовершенства технологии — позволяла умельцам аккуратно срезать с краев небольшие кусочки металла. Таким занятием не брезговали разные по социальному статусу люди. 

Подробнее
Оборотная сторона рубля Петра II

Оборотная сторона рубля Петра II

Центральное место на оборотной стороне рубля Петра II занимает стилизованный крест, составленный из четырех соединенных верхними частями букв «П». По существу, художественное переплетение крупных букв «П» является монограммой, где в качестве основного звена используется первая буква имени монарха. Крест на монетах не редкость. В геральдике различают свыше 200 разновидностей крестов, выступающих в качестве гербовых фигур, многие из них используются в нумизматике при описании изображений на монетах.

Подробнее

Укажите адрес электронной почты, на который будет приходить информация о новых нумизматических аукционах.

 
Включить полную версию сайта