Оборотная сторона рубля Петра II
Рисунок 1. Портрет Петра II
Центральное место на оборотной стороне рубля Петра II занимает стилизованный крест, составленный из четырех соединенных верхними частями букв «П». По существу, художественное переплетение крупных букв «П» является монограммой, где в качестве основного звена используется первая буква имени монарха.
Крест на монетах не редкость. В геральдике различают свыше 200 разновидностей крестов, выступающих в качестве гербовых фигур, многие из них используются в нумизматике при описании изображений на монетах.
Монеты крупного достоинства с изображением креста, регулярно чеканенные в серебре, выпускались при Петре Великом, Петре II и Павле I. Существует мнение, что крестообразная монограмма, образованная буквами «П», имеет происхождение от французских луидоров, на которых перекрестье, украшенное коронами, формируют 8 латинских литеров L. Якобы такую идею привезли с собой приглашенные из Франции медальеры.
В четырех углах креста на рублях 1727—1729 годов изображена римская цифра II с точкой над каждой единицей. ГМ образованную фигуру называет вензелем.
С графической точки зрения на монетах Петра II различают два вида крестообразных монограмм — оба заимствованы с поздних рублевиков Петра Великого. Первый вид, с элементами декорирования, имеет узор в начертании буквы «П» и обладает меньшими размерами. Второй вид — простой, характеризуется более крупными формами и упрощенным рисунком буквы «П», лишенной украшений. Коллаж на рис. 2 иллюстрирует величину монограмм относительно монетного кружка.
Рисунок 2. Крестообразные монограммы на рублях Петра II
Известна пробная монета с изображением орла на реверсе. Почему Петр II отказался от изображения орла и остановился на крестообразной монограмме? Ответом на этот вопрос нумизматика пока не располагает. Московский коллекционер М.М. Максимов излагал такую версию случившегося: «Петру II сразу после его воцарения с обоих монетных дворов, Санкт-Петербургского и Московского, были представлены на утверждение по два варианта рублевиков — по одному с крестообразной монограммой и по одному с орлом на обороте. Он выбрал первыё, с крестом, «как у деда».
Рисунок 3. Монетный тип оборотной стороны рубля Петра II: А, В — регулярный чекан; С — пробный образец
Имеет право на существование и другая гипотеза — экономическая. Гравировка штемпелей — дело тонкое, требующее мастерства и времени, а потому не дешевое. Иностранцы, работавшие на монетном дворе, получали многотысячные гонорары. Массовый выпуск рублевиков требовал достаточного количества штемпельных пар, имевших ограниченный ресурс эксплуатации. Очевидно, что гравировка монограммы предполагала меньшую квалификацию резчика, чем изготовление штемпеля с изображением орла, которое предусматривало наличие профессионального мастерства, и в первую очередь пластических навыков. Возможно, именно с целью экономии был одобрен вариант «крестовика». Убедить юного, не искушенного опытом императора в выборе образцового рубля искусным царедворцам не составило труда. Экономические причины в организации монетного дела того периода не редкость. Достаточно вспомнить переезд Петербургского монетного двора в Москву, который также был предпринят с целью сокращения затратной части в производстве монет.
Между двумя боковыми коронами внутри букв «П» расположены цифры года: в левой части монограммы — 17, в правой — 27, 28 или 29. Цифры, особенно две последние, могут быть сближены или, наоборот, расставлены. Это обстоятельство иногда используется в качестве одного из признаков для дифференцирования штемпельных разновидностей.
Монограмма на рублевиках, чеканенных на Петербургском монетном дворе, может быть большой или малой (рис. 4). Монограммы малого размера встречаются заметно реже.
Рисунок 4. Оборотная сторона рублей Петра II, 1727 г., отчеканенных на Петербургском монетном дворе. А — монограмма малого размера; В — большая монограмма
На открытом фрагменте каждой буквы «П» монограммы расположена императорская корона. Рисунок ее однообразен, однако подвержен небольшой регулярной модификации, правда не в такой степени, как портретное изображение. Видимо, это связано с использованием пуансонов, сроки эксплуатации которых были значительными, однако и они имели свой ограниченный во времени ресурс и потому требовали замены. Копиисты при работе над новыми пуансонами с присущим им рвением привносили дополнительные элементы декора или, наоборот, упрощали рисунок короны и в итоге продуцировали ее новые варианты.
Рисунок 5. Основные варианты корон на рублевиках Петра II, чеканенных на Петербургском монетном дворе в 1727 г.
Рисунок 6. Основные варианты корон на оборотной стороне рублей Петра II 1727—1729 гг., выпущенных на Московском монетном дворе
На рис. 5 и 6 представлены основные наиболее часто встречающиеся разновидности императорской короны. В действительности вариантов больше. Корона В (рис. 6), с сеткой в обрезе, встречается в различных модификациях даже на одной монете.
Рисунок 7. Оборотная сторона рублей, чеканенных на Московском монетном дворе в 1727 г.
Примером может служить рубль (рис 7 А), на реверсе которого короны 1, 2 и 4 (по часовой стрелке) имеют в обрезе однонаправленную штриховую насечку справа вниз влево, тогда как корона 3 — слева вниз вправо. Внимательное изучение корон позволяет обнаружить и другие мелкие особенности в декоре. На обороте второго рублевика (рис 7В) лишь одна корона сверху имеет штриховку. Правда, если в первом случае отличия в рисунке корон, несомненно, связаны с работой гравера, то во втором нельзя исключить вероятность «непрочекана».
Пробная монета Петра II с четырьмя неповторяющимися коронами на реверсе ранее описана Р. Зандером. Стоит добавить, что штемпель оборотной стороны упомянутой монеты использовался при чеканке еще двух пробных рублевиков (рис. 8). Это обстоятельство позволяет допустить авторство одного медальера, возможно А. Шульца, в создании этих рублей.
Рисунок 8. Оборотная сторона пробных рублей Петра II, 1727 г. Открытые короны, асимметрия составляющих римской цифры II
Все элементы реверса изготавливались вручную без использования пуансонов. Поэтому оборотная сторона рублевиков обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от таковой у экземпляров регулярного чекана. Наиболее яркие из них — это открытые короны и отсутствие симметрии в начертании монограммы.
В традиции медальеров (но не аксиомой) было изготовление обеих сторон монеты. Достаточно вспомнить прославленный рублевик императрицы Елизаветы Петровны, созданный еще более прославленным медальером Дасье, который сотворил не только великолепный портрет правительницы, но и гравировал новый тип орла на оборотной стороне.
Случайно или нет, но на оборотной стороне гипотетического рубля работы А.Шульца представлены 4 императорские короны, каждая из которых имеет свои особенности (рис. 9).
Рисунок 9. Рубль Петра II, 1729 г., предположительно работы А. Шульца. Все короны на оборотной стороне отличаются друг от друга
Верхнюю корону отличает оригинальная деталь украшения — шестиконечные звезды. Такой элемент декора отсутствует на остальных трех коронах монеты и редко встречается на других рублевиках Петра II. Остальные короны отличаются друг от друга числом и расположением округлых украшений, воспроизводящих драгоценные камни, видимо жемчужины.
Четыре варианта короны на одном рублевике, во-первых, делают маловероятным использование пуансона в их изготовлении, иными словами, короны резались вручную. Во-вторых, это обстоятельство делает возможным предположить, что работа над монетой носила не рутинный, а индивидуальный характер.
Нестандартный и одновременно профессиональный подход к работе над рублевиком, «медальная» пластика и мастерство исполнения портрета императора вкупе с тщательной проработкой мельчайших деталей свидетельствуют о «первопроходческом» характере монеты, направленном на поиск и создание нового типа рублевика.
Нельзя исключить, что рубль явился образцовым и послужил дебютом чеканки рублевиков Петра II последнего монетного типа.
Надпись на оборотной стороне рублевиков Петра II читается: МОНЕТА НОВАЯ ЦЕНА РУБЛЬ. Слова надписи повторяют окружность края монеты и расположены между коронами. Содержание надписи носит констатирующий характер и заимствовано у рублевиков Петра I. Впервые такая надпись появилась на оборотной стороне серебряного рубля 17 18 года. Слово НОВАЯ заменило ранее чеканившееся слово ДОБРАЯ и свидетельствовало о введении нового стандарта на пробу серебра и вес монеты. Надпись без изменения просуществовала на рублевиках Екатерины I и впоследствии была унаследована рублевыми монетами Петра II. После каждого слова легенды нередко ставилась звездочка или точка.
Оборотная сторона рублевиков Петра II, хотя в целом и сохраняет общие принципы единого монетного типа, характеризуется некоторыми особенностями, зависящими от времени и места их чеканки. В таблице приведены основные различия в оформлении реверса рублевых монет, изготовленных на монетных дворах Москвы и Петербурга (см. также рис. 2 и 3).
Очевидно, что отсутствие документов, регламентирующих работу граверов, внесло свою немалую, если не основную, лепту в появление различных разновидностей и вариантов рублей Петра II. Несмотря на это, главные монетные дворы в Москве и Петербурге старались придерживаться своих внутренних правил и традиций гравировки, что послужило причиной возникновения целых групп монет, отличающихся друг от друга по ряду признаков. В 1728 и 1729 годах рублевики чеканились только на Московском монетном дворе, который располагался на территории Кадашевской слободы. В этот период некоторые детали оформления оборотной стороны монеты претерпели незначительные изменения, некоторые из которых носили временный характер.
На реверсе каждого второго рублевика, датированного 1728 годом, но с портретным типом предыдущего года, вновь появилось устаревшее написание слова НОВАѦ (рис. 10). С началом чеканки нового портрета Петра II на монетах 1728 года прогрессивная «Я» возродилась и сопровождалась появлением звезд, разделяющих слова надписи. Были внесены коррективы, правда несущественные, в рисунок корон. В целом монетный тип оборотной стороны рубля Петра II в период его трехлетнего пребывания на троне сохранялся неизменным.
Рисунок 10. Рубль Петра II, 1728 г., портрет образца 1727 г. На оборотной стороне архаичное написание слова НОВАѦ
Оттиск оборотной стороны, выполненный рядовым штемпелем, может неожиданным образом явиться определяющим фактором в редкости монеты. Так, в собрании автора настоящих строк имеется рублевик, сочетающий варианты штемпелей обеих сторон, известных по другим экземплярам (рис. 11).
Рисунок 11. А—В — рубль Петра II, 1728 г., обыкновенный. В—С — рубль Петра II, 1728 г.: та же лицевая сторона в сочетании с необычным реверсом образует редкую монету
Рубль А—В указан практически во всех серьезных каталогах. Он характеризуется наличием колечек в круговой надписи лицевой стороны и является монетой обыкновенной. Экземпляр А—С обладает реверсом, идентичным с рублем, показанным на рис. 10.
Столь необычная разновидность рублевика в доступной литературе не описана, что позволяет отнести монету в разряд как минимум не часто встречающихся.
Реверс некоторых рублевиков несет особые признаки, придающие монете статус необычных или редких. Например, автору известен рубль 1727 года, на оборотной стороне которого присутствует лишь одна звездочка после слова ЦЕНА (рис. 12А).
Рисунок 12. А — рубль Петра II, 1727 г., оборотная сторона, единственная звездочка после слова ЦЕНА. В — рубль Петра II, 1729 г., оборотная сторона, точки до и после слов круговой надписи
Не менее примечателен экземпляр, на реверсе которого слова круговой надписи разделены точками (рис. 12В).
К разряду эксклюзивных можно отнести разновидность оборотного штемпеля, отличающегося наличием ромбиков до и после слов легенды. В.В. Биткин опубликовал редкий рубль 1727 года, выпущенный Красным монетным двором, у которого имеется звездочка в центре монограммы. Автор оценивает степень редкости экземпляра как R2.
Неожиданная находка обнаруживается при изучении оборотной стороны рубля, известного благодаря «особому портрету с 4 лентами наплечника». Монета редкая и, по нашим сведениям, впервые была опубликована в каталоге коллекции Ирвина Гудмена. Коллекция распродавалась на аукционе Superior (Калифорния, США) в 1991 году. Полиграфический уровень каталога не позволяет в полной мере увидеть мелкие детали оформления монеты, поэтому особые знаки W на реверсе оставались незамеченными.
Рисунок 13. Рубль Петра II, 1727 г. На оборотной стороне после слов надписи начертаны знаки в виде W
В собрании автора настоящих строк имеется экземпляр, по всем признакам идентичный «гудменовскому» рублю (рис. 13). На его оборотной стороне после каждого слова легенды отчетливо виден знак, принятый к обозначению в нумизматической литературе как W. Знак, по всей видимости, является отголоском стандартного оформления рублей Екатерины I, на которых он встречается достаточно регулярно. Сам рублевик, похоже, был изготовлен как образцовый для чеканки монет на Красном монетном дворе в Москве.
В российском монетном производстве традиционно закрепилось правило, когда обе стороны монеты расположены так, чтобы обеспечить полный ее осмотр без переворачивания при вращении вокруг вертикальной оси.
Соблюдение правильной соосности сторон — показатель технологического совершенства и культуры монетопроизводства. Среди рублевиков Петра II только 20 процентов монет обладают верным соотношением сторон. У остальных, как результат неправильной установки штемпелей, аверс и реверс повернуты один против другого.
Однако степень нарушения взаимного расположения сторон невелика и не превышает 45°. Заметим, что среди рублей Петра I такое несоответствие выражено более значительно. Необходимо учитывать, что на рублях Петра I «СПБ» монограмма преднамеренно расположена в виде косого «андреевского» креста.
Источник: Петрунин Ю.П. "Известный и неизвестный рубль Петра II". 2007 г.
Автор: Юрий Петрунин