Библиотека
Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?
После воцарения Иоанна Антоновича перед монетчиками встал трудноразрешимый вопрос о чеканке монеты нового императора. Основной проблемой явилось отсутствие опыта по воспроизведению портрета младенца на монетном штемпеле. Долгие раздумья завершились решением изготавливать деньги с вензелем императора на лицевой стороне и орлом — на оборотной. Решение воспринималось как вполне логичное, поскольку снимало перед резчиками трудную задачу передавать портретное сходство императора-младенца на плоскости монетного кружка.
ПодробнееНекоторые аспекты монетной иконографии Иоанна III Антоновича
Восшествие на российский престол нового царя Иоанна III Антоновича поставило монетчиков в тупик. Введенная еще Петром I традиция монетного двора чеканить монеты с портретом императора казалась неосуществимым мероприятием. Практика отечественного медальерного искусства не имела прецедента помещать на монетном кружке портрет двухмесячного монарха. Монетчики били тревогу. Уже 30 октября 1740 года на имя главного директора Монетного Правления барона фон-Миниха следует доношение о том, что «в Монетную Канцелярию указу и абдруков к присылке не имеется». Монетная Канцелярия «требуют указу о присылке абдруков» с целью определиться «каким штемпелем на монетных дворах монеты печатать».
ПодробнееИсторическая справка о царствовании императора Иоанна Антоновича
В официальных прижизненных источниках император Иоанн Антонович упоминается как Иоанн III, то есть счёт ведется от первого русского царя Иоанна Грозного. В поздней историографии установилось правило именовать его Иваном (Иоанном) VI, считая от Ивана I Калиты. Здесь и далее будет продолжена традиция классиков отечественной нумизматики именовать императора-младенца Иоанном III.
ПодробнееМонетная иконография Елизаветы I
P. Зандер считает, что существуют 5 типов штемпелей, которые использовались для чеканки рублевиков в течение периода правления Елизаветы Петровны. Автор справедливо подчеркивает, что все они были сделаны на Санкт-Петербургском монетном дворе, который к 1741 г. стал «центром тяжести монетного производства». Монеты Московского монетного двора чеканились на протяжении всего почти двадцатилетнего царствования практически без изменения монетного типа.
ПодробнееТаинственные червонцы 1756 г.: политика, война, криминал
С 1742 по 1749 г. в России приготовлялись червонцы 93 пробы по 118 шт. из лигатурного фунта. В 1749 г., двумя именными указами от 7 июля 1749 г. был изменен наружный вид червонцев, а проба их повышена до 94 2/3 зол., причем из каждого лигатурного фунта повелено чеканить 118 штук червонцев. Кроме того в 1749 и 1751 гг. чеканены двойные червонцы той же 94 2/3 пробы, с теми же изображениями, как на вновь установленных, но двойного против них веса. Чеканка червонцев 94 2/3 пробы прекращена в 1753 г. В 1757 г. отчеканены червонцы 94 пробы по 118 шт. из лигатурного фунта золота. Червонцев 1756 г. до сих пор не попадалось, несмотря на то, что в ведомостях о количестве отчеканенной монеты под этим годом показано значительное количество их.
ПодробнееТолько ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?
Доподлинно известно, что Самуил Юдин принимал участие в изготовлении монетных штемпелей в 1757—1762 гг. Этот факт зафиксирован на монетах его подписью в виде «Ю.» и «С.Ю.». Хр. Гиль и А. Ильин в начале XX в. писали: «Ю» встречается лишь на червонце 1757 г. Елизаветы Петровны, а «СЮ» встречаются только на двух пробных рублях: Елизаветы Петровны и Петра III, где они нацарапаны в рукаве». Это обстоятельство впоследствии неоднократно подтверждалось российскими нумизматами и стало хрестоматийным.
ПодробнееТимофей Иванов - мастер синтеза в медальерном искусстве
Русский самородок, выдающийся отечественный медальер второй половины XVIII века, предтеча русских художников, ознаменовавших расцвет классицизма в национальном медальерном искусстве, — таков далеко не исчерпывающий набор характеристик, которого достоин Тимофей Иванов. Еще не существовало школы медальеров, однако огромный природный интерес молодого человека к медальерному искусству воспитал в нем выдающегося художника малой скульптурной формы.
ПодробнееШесть рублевиков Дасье и тайные знаки на них
Всемирно известный медальер Ж.-А. Дасье проработал в России всего несколько месяцев. Этого было достаточно, чтобы его работы навсегда вошли в список самых блестящих произведений медальерного искусства, воплотившихся в монеты императорской России XVIII века. К моменту подписания контракта в 1757 г. с представителями российской стороны Жак Антуан Дасье занимал должность резчика штемпелей при Королевском монетном дворе в Лондоне уже 16 лет. За это время он стал известен как создатель серии медалей знаменитых людей, живших в Англии, и автор других замечательных работ.
ПодробнееГербовый орел Бенжамена Скотта
Появление на российском монетном дворе XVIII века нового иностранного медальера, как правило, знаменовалось чеканкой монет нового образца. Так было с приходом И.К. Гедлингера, так было и с появлением в монетном деле прославленного Ж.-А. Дасье. Это понятно, поскольку приглашенный мастер хотел или был обязан показать, на что он способен. Совсем не так дебютировала творческая деятельность у шотландского медальера Бенжамена Скотта.
ПодробнееБенжамен Скотт. Заметки о творчестве медальера
Монетный тип рублевиков Елизаветы Петровны, на модели которых наиболее удобно исследовать иконографические нюансы монетного дела, принципиально не менялся с 1741 г., то есть со времени ее воцарения до 1754 г., когда появились рубли с подписью Б. Скотта. Создается впечатление, которое у любителей-коллекционеров переросло в уверенность, что творческая инициатива в монетном деле появилась у Б. Скотта только спустя 6 лет с момента его прихода на российский монетный двор.
Подробнее