Главная / Библиотека / Статьи / Только ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?

Только ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?

Только ли три монетных штемпеля создал Самуил Юдин?

Доподлинно известно, что Самуил Юдин принимал участие в изготовлении монетных штемпелей в 1757—1762 гг. Этот факт зафиксирован на монетах его подписью в виде «Ю.» и «С.Ю.».

Хр. Гиль и А. Ильин в начале XX в. писали: «Ю» встречается лишь на червонце 1757 г. Елизаветы Петровны, а «СЮ» встречаются только на двух пробных рублях: Елизаветы Петровны и Петра III, где они нацарапаны в рукаве». Это обстоятельство впоследствии неоднократно подтверждалось российскими нумизматами и стало хрестоматийным (рис. 1 и 3).

 

Пробные рубли Елизаветы Петровны и Петра III

Рисунок 1. С. Юдин. А - пробный рубль Елизаветы Петровны, 1758 г.; В - пробный рубль Петра III, 1762 г.

 

Вызывает естественное сомнение тот факт, что за годы работы на монетном дворе, а это как минимум 35 лет, выдающийся медальер оставил после себя лишь три монетных штемпеля.

В «Записках Якоба Штелина...» дана любопытная информация о том, что в 1758 году в Петербург приехал французский живописец Ле Лоррен, который в новой Академии художеств устроил настоящую рисовальную школу. «Мосье Лоррен нарисовал тушью портрет Ее величества en buste для медальона и рубля. Он очень мило удался в профиль, но даже контур не имеет сходства. Подмастерье Юдин на Монетном дворе резал его на штемпелях почти до изнеможения и слепоты и все же не добился ничего, кроме того, что было в рисунке». Оставим на совести Я. Штелина язвительную иронию, который всегда отличался невысоким мнением о русских резчиках. Приведенная цитата интересна нам с позиций творческой плодовитости С. Юдина.

Объективные трудности в атрибуции нумизматического материала XVIII века заключаются в том, что не в традиции русских «штемпельного дела мастеров» было подписывать свои работы. Дефицит источниковедческих сведений усугубляют сложности в идентификации авторства подавляющего большинства монет этого периода. В настоящей работе сделана попытка привлечь иконографические инструменты в процесс расшифровки авторской принадлежности ряда монет, выпущенных в период царствования Елизаветы Петровны, в пользу российского медальера С. Юдина.

Юдин Самуил (Самойла) Юдич (1730—1800), потомственный монетчик, поступил учеником на Московский монетный двор в 1741 г. Обучался медальерному искусству у Б. Скотта. Прославился как автор многочисленных медалей на деяния императрицы Екатерины II. Его резцу принадлежит ряд оригинальных портретных миниатюр, а также ретроспективных медалей на события в эпоху Петра Великого.

Не мог обойти вниманием Юдин и царствующую императрицу Елизавету Петровну. Сделанная им превосходная копия портрета правительницы увековечила Елизавету на медалях по случаю ее коронации (рис. 2).

 

Медаль на коронацию Елизаветы I

Рисунок 2. Медаль на коронацию Елизаветы I. Серебро. Диаметр 60 мм. Копия. Граверы С. Юдин/В. Климов

 

Этот же портретный штемпель впоследствии был использован при создании медали на смерть Елизаветы.

С. Юдин активно сотрудничал с Т. И вановым, Е.Х. Вехтером и даже с Ж.-А. Дасье, создавая многофигурные композиции на оборотной стороне медалей.

В рамках настоящей работы нас интересует изготовленный Юдиным штемпель для чеканки государственной монеты — червонца 1757 г. в качестве исходного иконографического маркера (рис. ЗА).

 

Червонец и рубль Елизаветы Петровны

Рисунок 3. А - червонец Елизаветы Петровны, 1757г., золото, 23 мм. Медальер С. Юдин; В - рубль Елизаветы Петровны, 1754 г. Серебро, 42 мм. Медальер Б. Скотт. Монеты приведены к единому масштабу

 

Портрет, выгравированный на червонце, подобен изображению Елизаветы на рублевике работы Б. Скотта, который для сравнения так же воспроизведен на рис. 3. Действительно, не вызывает сомнения сходство в композиционном построении лицевой стороны монет. Рисунок головы, прически, платья на обоих образцах свидетельствует о едином эскизе или другом эталоне, по образцу которых были резаны штемпеля, а также о несомненном влиянии учителя на творчество ученика. Однако сходство на этом заканчивается. Портрет, исполненный Юдиным, характеризуется более крупными чертами лица, менее рельефной пластикой. На червонце голова императрицы значительно больше, и в отличие от работы Б. Скотта, ее не назовешь «кукольной» головкой.

Логика событий подсказывает, что Б. Скотт в процессе подготовки учеников, которая началась с 1748 г., постепенно стал поручать им самостоятельные работы, в результате чего появился червонец 1757 г. Маловероятно, что упомянутая монета была единственным самостоятельным опытом С. Юдина в монетном деле.

Юдинский стиль, на наш взгляд, можно различить и на других монетах, в частности предназначенных для корпоративных целей (рис. 4).

 

Золотые монеты Елизаветы Петровны, предназначенные для дворцового обихода

Рисунок 4. Золотые монеты Елизаветы Петровны, предназначенные для дворцового обихода. А - 2 рубля, 18.5 мм; В - 1 рубль, 16 мм; С - полтина, 13 мм. Монеты приведены к единому масштабу

 

Не правда ли, брутальная пластика изображенного персонажа на «дворцовых» монетах перекликается с портретом Елизаветы на червонце 1757 г.

Нельзя также исключить, что молодому мастеру была предоставлена возможность испытать свои профессиональные навыки в создании пробных монет (рис. 5). Портрет императрицы, изображенной на «Елизаветинском золотом», проработан более тщательно. Однако стиль и фактура рельефа не свойственны манере Б. Скотта и, по всей видимости, принадлежат другому медальеру. Вероятнее всего, портрет гравировал С. Юдин. Большая голова императрицы, лишенные миниатюризации черты лица, резанные в низком рельефе, могут свидетельствовать, что автором портрета вполне мог быть Юдин (рис. 5).

 

5 рублей, 1755 г. (Елизаветин золотой)

Рисунок 5. 5 рублей, 1755 г. (Елизаветин золотой). Новодел. 23 мм

 

Привлекает внимание еще одна пробная монета номиналом в 1 копейку. Редкая монета на лицевой стороне демонстрирует портрет Елизаветы Петровны. Типологические свойства портретируемой очень близки к таковым, которые мы видим на червонце работы С. Юдина Возможно, и на этой монете запечатлены плоды творчества молодого мастера (рис. 6).

 

Пробная копейка Елизаветы Петровны, 1755 г.

Рисунок 6. Пробная копейка Елизаветы Петровны, 1755 г. Новодел. Медь. 32 мм

 

Таким образом, иконографический подход дает возможность предположить, что творческая активность С. Юдина в монетном деле была значительно выше, чем это отражено в известных документах и исследовательских работах.

Червонцы с портретом работы С. Юдина выпускались на Петербургском монетном дворе общим тиражом 120 680 штук. Поэтому коллекционерам, формирующим свое собрание с учетом штемпельных вариантов, следует быть готовыми к появлению неопубликованных вариантов монет.

Недавно на одном из аукционов на торги был выставлен новодел червонца Елизаветы Петровны, датированный 1755 г. В рукаве портрета значится буква «Ю » (рис. 7). Похоже, что экземпляр сделан другими штемпелями: лицевая и оборотная стороны монеты имеют отличия от червонца с датой 1757 г., изображенного на рис. ЗА.

 

Червонец Елизаветы Петровны, 1755 г.

Рисунок 7. Червонец Елизаветы Петровны, 1755 г. Новодел. Золото. 21 мм

 

Великолепная сохранность монеты дает возможность визуально приблизиться к пластическому решению портрета императрицы и проникнуться стилем гравировки С. Юдина.

Изложенные в настоящей работе обобщения и аналитические выводы отражают субъективное мнение автора. Работа носит сугубо гипотетический характер.

Источник: Петрунин Ю.П. "Монеты императрицы Екатерины I". Таллин, 2011 г. 

Автор: Юрий Петрунин