Главная / Библиотека / Статьи / Медальер Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873)

Медальер Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873)

Медальер Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873)

Граф Федор Петрович Толстой медальерГраф Федор Петрович Толстой родился в Петербурге 10 февраля 1783 года. В девятилетнем возрасте из отчего дома его увёз дядя Петр Александрович Толстой (1767-1844), которого назначили командиром одного из полков, расквартированных под Вильно. Во время службы Петра Александровича в полку, мальчика определили в школу в Полоцке при иезуитском монастыре, где его обучением руководил сам настоятель патер Грубер «извѣстный тогда во всемъ свѣтѣ глубокою, обширною ученостью и громаднымъ умомъ». Но, вследствие малого возраста, обучение было поверхностным, за исключением рисования.

В 1796 году на престол взошел император Павел I. По Высочайшему повелению Петру Александровичу было указано сдать полк и явится в Петербург, что он безотлагательно выполнил. В столице родители отдали Федора в Морской кадетский корпус.

23 июня 1802 по успешном окончании корпуса молодому графу было присвоено звание мичмана с направлением на службу в гребной флот, что дало возможность остаться жить в Петербурге. Интересы молодого человека были весьма разнообразны: он прекрасно освоил балетные танцы под руководством Шарля Дидло (1767-1837), стал лучшим вольтижировщиком Петербурга, практически единственный ездил стоя на лошади, прекрасно фехтовал на рапирах. При этом он не оставлял и науки, продолжая обучение математике и механике у профессора Н.И. Фуса (1755 -1826). Тогда же отец подарил Федору камею с портретом Наполеона, и будущий медальер сделал из воска при помощи ножичка и булавки точную копию. Фус, увидев восковую копию, рекомендовал не зарывать талант в землю, а идти в Академию художеств в медальерный класс. Так граф и поступил, бывая на занятиях, как только позволяло время.

В классе его работы заметил профессор скульптуры Прокофьев (1758 - 1828), который посоветовал оставить занятия с воском и получить билет на право посещения художественных академических классов для того, чтобы начать образование по Академическому курсу. Федор последовал совету и получил такой билет. Курс рисования он проходил под личным руководством одного из лучших преподавателей художника О.А.Кипренского (1782 - 1836). В программу обучения входило рисование гипсовых голов, статуй, натурщиков и натурщиц для изучения анатомии. Молодой граф увлекся красотой статуй Греции, подробно и старательно изучил всё искусство древней Эллады: барельефы, саркофаги, чаши, канделябры, мебель, а затем мужские и женские одежды, головные уборы и вооружение, много читал и практиковался в этом направлении.

Предписание о переводе во флотилию Роченсольма (ныне город Котка, Финляндия) стало для графа полной неожиданностью. Молодому человеку пришлось обратиться к своему дяде Петру Александровичу, который на тот момент был генерал-губернатором Петербурга, о ходатайствовании перед вице-адмиралом Чичаговым (1767-1849) оставить племянника в Петербурге. Чичагов принял молодого графа и после беседы с ним сказал ему: «Вы останетесь здесь». Через некоторое время вышел высочайше утвержденный приказ: «1804 года, 23-го июня, гребного флота мичман граф Толстой, назначен адъютантом к исправляющему должность министра морских сил, вице-адмиралу Чичагову». Толстой продолжил обучение в Академии, много рисовал и лепил из воска, копировал греческие барельефы и сочинял сюжеты из греческих мифов и преданий.

Далее заметка из воспоминаний графа:
«Вскорѣ послѣ того, какъ я сталъ ходить въ медальерный классъ, случилось мнѣ познакомиться съ старикомъ учителемъ этого класса, Альбрехтомъ (К.Леберехт 1755—1827), глупымъ и лишеннымъ всякаго образованія евреемъ. Онъ пріѣхалъ въ Петербургъ въ царствованіе императрицы Екатерины II для рѣзанія печатей на стали и крѣпкихъ камняхъ, въ чемъ былъ очень ловокъ и хорошо зналъ техническую часть этого искусства; но, кромѣ рѣзанія на стали и камняхъ (искусство, какъ бы привиллегированное еврей¬скому племени), да способности къ пронырству и искательствамъ; во всемъ прочемъ Альбрехтъ былъ совершенный невѣжда; не говоря уже о научныхъ познаніяхъ и свѣдѣніяхъ въ изящныхъ искусствахъ, не только не умѣлъ рисовать, но даже не зналъ, какъ надо начертить простой профильный глазъ. Пріѣхавъ въ Россію, Альбрехтъ вскорѣ съумѣлъ открыть себѣ дорогу къ нѣкоторымъ знатнымъ и богатымъ барамъ, для рѣзанія ихъ печатей, потомъ былъ опредѣленъ медальеромъ на монетный дворъ, гдѣ сталъ рѣзать штемпеля для медалей во вкусѣ весьма плохаго времени медальернаго искусства, остававшагося въ началѣ текущаго столѣтія почти на той же степени развитія, на какой оно было въ ХѴІI вѣкѣ. Штем¬пеля эти обыкновенно дѣлались по рисункамъ, доставляемымъ медальерамъ монетнаго двора лицами, заказывающими медали. Въ царствованіе императора Павла I, Альбрехтъ былъ сдѣланъ главнымъ медальеромъ монетнаго двора и учителемъ, во вновь учрежденномъ при Академіи Художествъ классѣ, рѣзанія штемпелей на стали. Несмотря на всю ничтожность Альбрехта, какъ художника, надъ которымъ въ Академіи всѣ смѣялись, знаком¬ство съ нимъ было для меня очень полезно, но не ради его искусства рѣзать на стали - эту премудрость я постигъ въ первую же недѣлю моего посѣщенія класса,  а потому, что въ его домѣ я встрѣтилъ двухъ очень умныхъ и ученыхъ нѣмцевъ: профессора нумизматики Круга и члена Академіи Наукъ - Аделунга. Съ перваго же раза я очень понравился этимъ лицамъ и былъ ими обласканъ, въ особенности Кругомъ, который былъ такъ добръ, что предложилъ мнѣ свое руководство въ нумизматикѣ. Кромѣ того, замѣтивъ во мнѣ сильное стремленіе къ пріобрѣтенію познаній, этотъ почтенный ученый познакомилъ меня съ профессорами Паротомъ, Моргернстерномъ и Келлеромъ, антикваріями и археологами Эрмитажа».

Командир кавалергардского полка Ф.П. Уваров (1769-1824), зная о прекрасной езде Толстого на лошадях, предложил ему оставить морскую службу и перейти к нему в полк, на что граф с радостью согласился, ибо страдал морской болезнью. Об этом Уваров доложил Государю и тот дал согласие на перевод Толстого. Спустя некоторое время после отставки графа из морского ведомства Император обедал у графа Петра Александровича. После обеда супруга графа Марья Алексеевна показала восковые работы Толстого Александру I. Государь тут же пригласил будущего кавалергарда в кабинет, где похвалил работы и сказал: «Я обѣщалъ перевести васъ въ кавалергардскій полкъ; но такъ какъ кавалергардскихъ офицеровъ у меня много, и я могу ихъ нажаловать, сколько мнѣ угодно, а художниковъ нѣтъ, то мнѣ хотѣлось бы, чтобъ вы, при вашемъ талантѣ къ художеству, пошли по этой дорогѣ».

После этого Толстой в течение двух лет не был определен ни на какую службу и терпел нужду, добывая копейку своим трудом. Об этом случайно узнал Ни¬колай Николаевич Новосильцев (1761-1838) ближайший сподвижник Александра I и на следующий же день был издан указ об определении графа Толстого при Эрмитаже с жалованием 1500 р. в год. Так началась полноценная творческая жизнь.

Из воспоминаний графа:
«12-го апрѣля 1809 г. я получилъ два первыхъ перстня за восковыя работы, поднесенныя императрицамъ Маріи Ѳедоровнѣ и Елисаветѣ Алексѣевнѣ; въ послѣдующіе годы я получалъ много перстней».
«Въ 1809 году, 25-ти лѣтъ отъ роду, въ чинѣ отставнаго флотскаго лейтенанта, я былъ избранъ, за выставляемыя мною на академическихъ выставкахъ работы, почетнымъ членомъ Академіи, тогда какъ не было ни одного изъ почетныхъ ея членовъ моложе пятидесяти лѣтъ и всѣ они были уже въ большихъ чинахъ».

Несмотря на явные достижения в художественных искусствах и сопутствующих науках многие родственники и просто высшая знать, осуждали Федора Петровича, за то, что он якобы позорит не только свою фамилию, но и всё дворянское сословие.

В 1810 году по высочайшему велению граф Толстой был определен «в монетный департамент по медальерной части». Спустя короткое время министерство финансов сочло необходимым заменить медную разменную монету на новую. Но оказалось, что к моменту введения реформы в действие, Екатеринбургский монетный двор не способен обеспечить нужное количество монеты нового образца. Ситуацию пришлось срочно исправлять. Для этого резчиков золотого и серебряного передела, а также медальеров, перевели на изготовление заготовок маточников и штемпелей для медной монеты. На протяжении полутора месяцев, вместе с другими медальерами, граф Толстой трудился на монетном дворе с семи утра до восьми вечера, выполняя норму восемь маточников и штемпелей в день.

В своих записках Федор Петрович резко критикует положение медальерного дела в России: «Въ Россіи же медали сочинялись и производились на прежній ладъ, съ полнымъ невѣдѣніемъ въ художествѣ и неумѣніемъ рисовать. Всѣ медали, выбитыя на монетномъ дворѣ до царствованія Александра Павловича… …исполнены старинными медальерами съ самымъ плохимъ понятіемъ объ изящныхъ искусствахъ, не знавшихъ даже правильности формъ — ни человѣка, ни животныхъ, еще менѣе знакомыхъ съ архитектурою и перспективою. Таковы, же были и штемпеля, рѣзанные глав¬нымъ медальеромъ Лебрехтомъ, изъ. перекрещенныхъ евреевъ, бывшимъ тогда уже въ чинѣ статскаго совѣтника. … Это смѣшное, жалкое положеніе медальернаго искусства у насъ на монетномъ дворѣ, стоявшаго внѣ всѣхъ правилъ, требуемыхъ новѣйшей степенью художественнаго образованія, нужно было измѣнить».

На монетном дворе граф изучил полностью весь технологический цикл производства монет и медалей, что медальеры никогда не изучали. Для себя он сделал вывод, что медали, которые ему поручат делать, будет делать только по собственным рисункам и строго в античном греческом стиле. В тоже время Федор Петрович не оставлял своего дальнейшего образования и посещал лекции по истории, физике, химии, статистике, политэкономии и даже зоологии. Также посещал в Петербурге литературные общества, где познакомился и подружился с Гнедичем, Крыловым, Жуковским, Пушкиным, Плетневым, Гречем. Все они очень часто собирались дома у Алексея Николаевича Оленина (1763-1843) президента Академии художеств.

Накануне Отечественной войны 1812 года граф познакомился с М.И. Кутузовым (1745-1813) и беседовал с ним буквально в последний вечер перед отбытием генерала к войскам. Из записок графа: «послѣднія слова, сказанныя имъ смѣючись, были: «я бы ничего такъ не желалъ, какъ обмануть Наполеона».

После победы под Лейпцигом (1813 г.) над Наполеоном граф Толстой задумал изобразить портрет Александра I в виде славянского бога храбрости, мудрости и правосудия – «Родомысла» в древнеславянском шлеме и кольчуге с копьем и щитом. Медальон выполнен в виде восьмиугольника, портрет внутри в круге, вокруг портрета надпись: «РОДОМЫСЛЪ ДЕВЯТОГОНАДЕСЯТЬ ВЕКА», на щите в центре Государственный Герб Российской Империи в лавровом венке, по кругу «Лейпцигская битва». Внизу на ободе круга (на фото плохо видно): «THEODORVS COMES DE TOLSTOI FORMABAT ET SCALPEBAT MDCCCXIV» (граф Федор Толстой сочинил и вырезал. 1814). Размер примерно 200х200 мм. Толстой вылепил этот барельеф из воска, затем вырезал его в меди, чтобы отливать из гипса.

 

Гипсовый медальон Родомыслъ девятогонадесять века

Гипсовый медальон «Родомыслъ девятогонадесять века»

Когда пришло известие о том, что наши войска вступили в Париж граф принялся собирать сведения о всех значимых сражениях этой войны. По его замыслу коллекция должна была состоять из 20 медальонов.

1. «Родомысл девятогонадесять века»

2. «Народное ополчение» - 1812г.

3. «Бородинская битва» - 1812г.

4. «Освобождение Москвы» - 1812г.

5. «Бой при Малом Ярославце» - 1812г.

6. «Трехдневная битва при Красном» - 1812г.

7. «Сражение при Березине» - 1812г.

8. «Бегство Наполеона за Неман» - 1812г.

9. «Первый шаг Александра за пределы России» - 1812г.

10. «Освобождение Берлина» - 1813г.

11. «Тройственный союз» - 1813г.

12. «Сражение на высотах Кацбахских» - 1813г.

13. «Битва при Кульме» - 1813г.

14. «Битва при Лейпциге» - 1813г.

15. «Освобождение Амстердама» - 1813г.

16. «Переход за Рейн» - 1813г.

17. «Сражение при Бриене» - 1814г.

18. «Бой при Арсис – сюр – обе» - 1814г.

19. «Битва при Фершампенуаз» - 1814г.

20. «Покорение Парижа» - 1814г.

Позже был добавлен рисунок для медальона: 21. «Восстановление мира в Европе 1815г.» - 1815г.

Собственных средств на лепку из воска, резьбу форм для отливки и саму отливку у Толстого не было. Тогда он вылепил «Родомысла» из воска и через обер-гофмаршала двора его величества Николая Александровича Толстого (1765-1816), представил императору его портрет, за что получил от государя бриллиантовый перстень стоимостью 1500 руб.

В то же самое время один из гипсовых слепков неизвестным путем попал к берлинскому чугунному заводчику, который стал массово отливать портрет императора из чугуна. Многие возвращающиеся на родину офицеры покупали чугунные портреты в полном убеждении, что это изделие немецких мастеров. Один из таких портретов попал к Александру I и он отправил заводчику бриллиантовый перстень стоимостью 5000 руб. Этот случай очень задел автора. Толстому пришлось доказывать свое авторство, благо на медальонах было имя художника на латыни.

После возвращения императора из Парижа Толстой нарисовал все двадцать медальонов, переплел их в книгу и представил его величеству с письмом, в котором скрыто и витиевато содержалась просьба об одобрении и финансировании его работы. Александру понравилась идея графа, и он приказал государственному секретарю А.С. Шишкову (1754-1841), как председателю Российской Академии, составить комитет, который бы определил историческую и художественную достоверность работ Толстого. В комитет вошли: А.С. Шишков– председатель, члены Е.Е. Келер (1765-1837), Ф.И. Круг (1764-1844), И.П. Мартос (1754-1835), Ф.Ф. Щедрин (1751-1825) и Г.И. Угрюмов (1764-1823). Комитет полностью одобрил работу без единого замечания и председатель лично об этом доложил императору. Александр выделил 20 тысяч на создание медальонов и выпуск книги с их изображением на русском, французском и немецком языках. Из этих денег Толстой взял 4 тысячи, остальные ушли на издание книги с гравюрами Н.Уткина.

В 1820 году Толстого представили императрице Елизавете Алексеевне и вдовствующей императрице Марии Федоровне. К этому времени уже были готовы первые шесть медальонов и 28 апреля автор лично дарит их Марии Федоровне. На сегодняшний день эти медальоны хранятся в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Вся работа продолжалась до 1830 года. Полностью серия была представлена на выставке Академии художеств в 1832 году. В 1834-1836 на Санкт-Петербургском монетном дворе были выбиты медали всей серии диаметром 66 мм с аверсом «Родомысла» и сюжетном реверсом. Штемпеля резали А.П. Лялин (1802-1862) и А.А. Клепиков (1802-1852) по рисункам графа Толстого.



Медаль. Бородинская битва 1812 г. (С медальона Графа Толстого резал А.Лялин 1834г.)

В начале царствования императора Николая I (1796-1855) состоялись две победоносные войны: Русско-персидская война (1826—1828) и Русско-турецкая война (1828—1829). Через шесть лет после подписания Адрианопольского договора император обратился к графу Ф.П. Толстому с заказом на изготовление медалей на события этих войн. Считая себя «покровителем искусств», Николай I сам составил список медалей и лично контролировал весь ход работы над ними. На предварительных рисунках сохранились правки императора собственной рукой. Граф Толстой предложил на аверсе медалей изобразить профиль императора, но тот отказался от этого и повелел изобразить государственный герб – двуглавого орла. С 1837 по 1839 годы по рисункам и восковым слепкам графа Ф.П. Толстого медальеры А.П. Лялин и А.А. Клепиков вырезали штемпеля к этим медалям. Вся серия была подготовлена к 1840 году. Диаметр медалей 66мм.

1. «Сражение под Елисаветполем» - 1826г.

2. «Занятие Тавриза» - 1827г.

3. «Взятие Карса» - 1828г.

4. «Сражение под Ахалцихом и штурм сей крепости» - 1828г.

5. «Переход через Дунай» - 1828г.

6. «Здача крепостей Браилова, Варны и других» - 1828г.

7. «Совершенное разбитие двух корпусов турецкой армии» - 1829г.

8. «Переход через Балканы» - 1829г.

9. «Взятие крепости Еривани» - 1829г.

10. «Подвиг брига Меркурия» - 1829.

11. «Занятие Адрианополя» - 1829г.

12. «Занятие Арзерума» 1829.



Медаль. Переход через Дунай 1828 г. (С модели графа Ф. Толстого резал А.Лялин 1837г.)

За большие заслуги в медальерном искусстве графу Толстому в 1842 году было присвоено звание профессора Академии художеств. После 1839 года им было разработано несколько проектов медалей для преуспевающих в науках: «Земледелие», «Садоводство» и «Геодезия». Также граф разрабатывал серию медалей посвященных русским архитекторам: А.Ф. Кокоринову, В.В.Растрелли, Д. Кваренги, И.Е. Старову. Но эти проекты осуществлены не были. С 1836 по 1850 годы Толстой не выполнил ни одной медали, поскольку был занят другими проектами, оформлением декораций и костюмов к балетам и созданием эскизных проектов скульптурных украшений для храма Христа Спасителя. В 1850 году граф вернулся к медальерному делу, по его проекту А.П. Лялин и А.А. Клепиков вырезали штемпели к медали «Сооружение Благовещенского моста через Неву». В 1852 году появилась медаль на «Смерть Герцога Лейхтенбергского Максимилиана». Портрет герцога резал сам Толстой. Последней работой Графа Толстого стала медаль на событие 19 февраля 1861 года «Освобождение крестьян от крепостной зависимости».

От Императорской Академии Художеств вице-президенту Графу Ф. Толстому в 1854 году была поднесена медаль в его честь «Граф Ф.П. Толстой, 50 лет службы». Граверы А. Лялин и В. Алексеев. Диаметр 51 мм.

Жизненный и творческий путь медальера графа Ф.П. Толстого был сложен и труден, были взлеты и падения, удачи и неудачи. Но надо признать, что его творчество явилось значительным вкладом в историю русского медальерного искусства первой половины XIX века.



Медаль. Граф Ф.П. Толстой, 50 лет службы. 1854г.(Резал А.Лялин)
 

 

Автор: Александр Арт

Укажите адрес электронной почты, на который будет приходить информация о новых нумизматических аукционах.

 
Включить полную версию сайта