Чей портрет на рублевых монетах Петра II, датированных 1728 годом?
Рисунок 1. Портрет А.Д. Меншикова
Изучение иконографии Петра II на рублевиках 1727—1729 годов порождает естественное желание сравнить реальный облик императора с изысками «резного штемпельного дела мастеров», которые увековечили образ молодого царя на серебряных монетах в период его пребывания на престоле.
Напомним читателю, что иконографические разновидности Петра II на рублевых монетах принято в упрощенном варианте разделять на три типа:
1) портрет образца 1727 года;
2) портрет образца 1728 года;
3) портрет образца 1729 года.
Рубли 1727 года выпускались на монетных дворах Санкт-Петербурга и Москвы и отличались друг от друга в оформлении лицевой стороны по ряду параметров (степень рельефности изображения, наличие знака монетного двора и т. д.), однако общим было изображение Петра II в лице молодого привлекательного юноши.
Если сравнить образ Петра II, отображенный на монетах 1727 года» с живописной трактовкой императора на официальных портретах, выполненных Каравакком и Людденом, то выявить их портретное сходство при всем желании проблематично. Это вполне объяснимо обычным в таких случаях фактором спешки в изготовлении монет новоявленного правителя, с одной стороны, и отсутствием художественного образца — с другой. Парадные портреты Петра II, на которые могли бы ориентироваться медальеры, не могли появиться вскоре после его воцарения, так как их создание требовало соответствующей подготовки и значительного времени.
В таких условиях руководители монетного производства, по всей видимости, пришли к компромиссному решению — чеканить монеты с идеализированным портретом молодого человека, облаченного в богатые монаршие одежды вкупе с подобающими императору аксессуарами. Круговая надпись не оставляла сомнений в том, что на монете изображен Петр II, император и самодержец всероссийский.
Рисунок 2. Рубль Петра II, 1927 г., петербургский тип, лицевая сторона
Рисунок 3. Рубль Петра II, лицевая сторона. Типичный портрет образца 1728 г.
Портреты образца 1729 года на рублевых монетах Петра II с иконографической точки зрения согласуются с написанными к тому времени парадными живописными полотнами, на которых просматривается знакомый профиль с большим носом и вытянутым вперед лицом. Факт портретного сходства персонажа на рублевиках и представительских портретах трудно отрицать. Поразительное сходство портретов можно проследить также, сопоставляя рублевики образца 1729 года и гравюру Петра II, на которой император представлен в профиль.
Таким образом, физиономические особенности портрета Петра II на рублевиках 1727 и 1729 годов пусть и с трудом, но находят свои объяснения.
В особом ряду стоят рубли с портретом образца 1728 года. Портрет Петра II на них по сравнению с предыдущим годом претерпел удивительную метаморфозу. На смену идеализированному портрету юноши с мягкими силуэтными линиями пришло изображение зрелого мужчины. Черты его лица грубы и тяжеловесны. Суровое выражение лица и массивный подбородок подчеркивают мужественность правителя и человека-воина. Общее впечатление от портрета — изображен мудрый государственный деятель, закаленный в боях и наделенный большим жизненным опытом. Все это никак не укладывается в существующие представления о юном императоре.
С чем связаны такие разительные перемены? Какие живописные источники или другие факторы заставили монетчиков изменить иконографическую трактовку изображения Петра II на рублях? Ответить на эти вопросы затруднительно. Известные документы по вопросам монетного дела того времени сведений, объясняющих смену портретного типа императора на рублевых монетах 1728 года, не содержат. Остается лишь предполагать причину изменений.
Позволим выдвинуть гипотезу о том, что на рублевиках с портретом образца 1728 года изображен светлейший князь Александр Данилович Меншиков, и рассмотрим предпосылки, дающие основание для такого предположения.
Во-первых, факт того, что Меншиков ранее использовал возможности монетного дела для увековечивания и прославления собственной персоны, уже доказан. В.В. Уздеников осуществил оригинальное исследование, свидетельствующее о том, что светлейший князь, «нарушая все каноны... предпринимает попытку поместить на общегосударственной монете объединенный вензель — свой и императрицы». Речь идет об экземпляре, известном как «меншиков гривенник», который планировался к массовой чеканке в 1726 году при Екатерине I.
Как удалось пронырливому и хитроумному Меншикову внедрить свой вензель в вензель императрицы, видно из рисунка В.В. Узденикова.
Несмотря на то что гривенник не был отчеканен миллионными тиражами в качестве разменной монеты, к чему стремился светлейший князь, его главная задумка удалась — монета носит его имя и исправно служит ему своеобразным памятником.
Предпринятая авантюра ему сошла с рук, и Меншиков, чувствуя свою силу и безнаказанность, решается на следующий, еще более рискованный шаг — поместить на государственной монете свой портрет, замаскировав его круговой надписью, информирующей о том, что императором и самодержцем всероссийским является Петр II. В высшей степени казуистически выглядит в этом свете гипотетический портрет Меншикова. Выходит, что круговая надпись на рублевике, декларирующая титулатуру Петра II, носит дополнительный характер и лишь гармонично обрамляет портрет действительного правителя российского государства. Второе название круговой надписи «легенда» в этом случае приобретает особый многозначительный смысл.
Рисунок 4. «Меншиков гривенник». 1726 г.
В литературе есть указания на то, что князь в одном из залов своего дворца приказал паркетный пол отделать серебряными рублевиками. Чувства, которые испытывал Меншиков, расхаживая по портретам царей, граничат с патологией и являются предметом психологического анализа. Видимо, завышенная самооценка наряду с болезненно обостренным ощущением своего превосходства заставляла искать князя нестандартные пути к самоутверждению.
В том, что изображенный персонаж на рубле 1728 года подозрительно напоминает Меншикова, можно убедиться, рассмотрев многочисленные живописные портреты князя, а также его великолепно сделанный бюст работы знаменитого Растрелли, и сравнить их с портретом на рублевиках.
Во-вторых, сконцентрировав в своих руках безграничную власть, Меншиков активно заправлял делами монетного двора. Георгий Михайлович так излагал сложившуюся обстановку: «...все нити монетного дела были захвачены в свои руки князем Меншиковым, так как из документов усматривается, что он имел близкое отношение к монетному делу, к которому привлек и обер-коменданта Фаминцына. Последнему Берг-коллегия, прежде ведавшая монетное дело, «обязана была чинить всякое вспоможение», а денежные дворы присылали серебро, слитки и иностранную монету на дело серебряной монеты. По-видимому, Фаминцын подчинялся всецело Меншикову...»
А вот как описывает деятельнось князя И.Г. Спасский: «Захватив в свои руки власть, Меншиков немедленно организовал производство отвратительной по качеству разменной монеты, рассчитывая в дальнейшем всю серебряную монету делать из особой «композиции». В течение трех месяцев — с мая по июль 1726 года — проба прыгала как по ступеням: 64-я, 48-я и, наконец, 42-я в сплаве с мышьяком.. .Сплав «композиции» 42-й пробы был настолько нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость».
Рисунок 5. Литера «М» («Меншиков») в объединенном вензеле (рисунок В. В. Узденикова)
В таких условиях, когда князь творил все что угодно, когда окружающие безропотно подчинялись его воле, светлейшему не составило большого труда через ставленников использовать возможности монетного производства и претворять в жизнь свои тщеславные планы. Словами В.В. Узденикова, «Меншиков вполне оценил информативные возможности монет».
Рисунок 6. Б.К. Растрелли. Бюст А.Д. Меншикова. Мрамор. Копия работы И.П. Витали
Рисунок 7. Портрет А.Д. Меншикова из собрания ГИМ
Наконец, хорошо известно неукротимое стремление Меншикова к славе и величию. Его амбиции выливались в грандиозные проекты, направленные на прославление и увековечивание своего имени. И дело не только в великолепных дворцах, носящих его имя. По большому счету, они были построены в первую очередь для жизни. Богатому человеку не откажешь в желании окружать себя дорогими вещами и роскошью. А суть в том, что светлейший замахнулся даже на прерогативу государства и стал создавать по своему усмотрению монументальные памятники, прославляющие его самого. Примером могут служить триумфальные арки, которые на его деньги были построены напротив принадлежащих ему дворцов. Причем аллегорическое содержание арок славило наряду с царем его, Меншикова, имя.
Далеко идущим честолюбивым планам Меншикова служила и его попытка выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Однако высокомерие и заносчивость князя сослужили ему плохую службу. Оппозиционно настроенные князья Долгорукие, завлекая молодого царя пирушками, охотой и другими развлечениями, вывели Петра II из-под опеки Меншикова и в итоге изолировали молодого монарха от влияния князя. Вскоре Меншиков попал в немилость и был сослан в Березов.
Рисунок 8. Арка при дворе светлейшего князя Меншикова. Гравюра П. Пикарта. 1710 г.
Приведенные факты прямо или косвенно указывают на то, что для удовлетворения своего тщеславия Меншиков вполне мог замахнуться и на государственную монету, используя ее не только в качестве памятника, но и объекта для самоутверждения в могуществе.
Описанное предположение имеет весомые контраргументы. Например, бросается в глаза временное несоответствие между ссылкой светлейшего князя и датой рублевых монет с его гипотетическим портретом. Действительно, Меншиков был направлен с Сибирь в сентябре 1727 года, а искомые монеты датированы 1728 годом.
Четыре месяца для монетного производства — большой срок, в течение которого можно спокойно поменять монетный тип. Однако этого не произошло. Объяснить данный криптогенный феномен можно по-разному. Так, предположительно монетчики, будучи связанными с Меншиковым совместными предыдущими деяниями, не решились ослушаться всесильного князя и фельдмаршала, не без основания полагая его скорейшее возвращение. Поэтому задание Меншикова неукоснительно выполнялось, резчики исправно трудились над новым портретом. Благо, что отклонения в трактовке изображения императора тогда не очень преследовались, не в пример нарушениям со стороны весовых характеристик монеты или пробы монетного металла. Последние параметры строго соблюдались. А смену портретного типа на рублевиках всегда можно было объяснить «творчеством» нерадивых копиистов.
Существуют и другие причины, свидетельствующие о заурядном характере временной нестыковки событий. Так, известно, что монетные дворы нередко датировали продукцию с опережением или отставанием от реального времени чеканки монет.
Более вероятна первая чисто субъективная причина. Интересно, что типологические характеристики портрета Петра II на рублевиках образца 1728 года со временем подверглись изменениям. По всей видимости, когда стало ясно, что свержение могущественного Меншикова окончательно и безвозвратно, решено было постепенно заменить портреты. В конце года чеканились рублевики, на которых изображение императора вновь приобрело спокойные и приятные черты лица. В таком же идеализированном стиле трактовался облик императора и в 1729 году до тех пор, пока не произошла очередная и последняя смена портрета Петра II.
Рисунок 9. А — рубль Петра II, 1728 г. В — рубль Петра II, 1729 г. Обе монеты с портретом образца 1728 г.
Автор текста отчетливо понимает натянутость приведенных фактов и предположений в попытке найти их логическую взаимосвязь. В оправдание можно лишь сказать одно: для ответа на поставленные вопросы в условиях дефицита источниковедческого материала приходится идти на домысливание и гипотетическую реконструкцию событий.
Источник: Петрунин Ю.П. "Известный и неизвестный рубль Петра II". 2007 г.
Автор: Юрий Петрунин