Некоторые аспекты монетной иконографии Петра II и оформление лицевой стороны рублевиков 1727—1729 гг.

Некоторые аспекты монетной иконографии Петра II и оформление лицевой стороны рублевиков 1727—1729 гг.

У истоков российского медальерного искусства стоит величественная фигура Петра I. Даже приглашая на службу в Россию такую выдающуюся личность, как Бартоломео Карло Растрелли, Петр не упускал из виду значение малых пластических форм. В договоре с прославленным мастером указывалось, что он должен, помимо прочего, выполнять «вырезывание штемпелев для монет и медалей».

В небывалом до той поры потоке Петровских реформ нашла свое место кардинальная реконструкция денежной системы во всех ее проявлениях, включая монетное дело.

 

Допетровские монеты

Рисунок 1. Допетровские монеты (фГ)

 

Проведение монетной реформы, несомненно, шло под влиянием Западной Европы, чьи монетные дворы неоднократно посещал Петр I во время продолжительного визита «Великого посольства». На смену неказистой «рыбьей чешуе» (рис. 1), так презрительно назывались серебряные копеечки допетровского периода, пришел помпезный серебряный рубль, как символ нарастающего могущества российского государства, с одной стороны, и как своего рода материализация отечественной истории через искусство миниатюры — с другой.

По приказу Петра I в 1701 году в Москве был создан Кадашевский монетный двор, на котором началась чеканка серебряных монет с изображением царя на лицевой стороне. Над созданием монет и медалей первой четверти XVIII века трудились выдающиеся русские и иностранные мастера. Высокая художественная культура исполнения этих произведений легла в основу развития медальерного искусства в последующие годы.

Рубли Петра II вобрали в себя традиции, которые к тому времени сформировались на богатом опыте монетного дела в период царствования Петра Великого и Екатерины I.

Композиционное построение лицевой стороны рублевика Петра II явилось плодом частичного заимствования у монет-предшественниц.

На рублевиках Петра I и его внука изображен героизированный портрет монарха в парадном облачении и с долженствующими аксессуарами: лавровым венком победителя, воинскими доспехами, мантией с живописно уложенными глубокими складками (рис. 2).

 

Рубли Петра I (1725 г.) и Петра II (1727 г.)

Рисунок 2. А — рубль Петра I, 1725 г., «солнечник». В — рубль Петра II, 1727 г. Видны общие композиционные решения лицевой стороны обеих монет

 

Весь этот набор атрибутов в несколько измененном виде благополучно перекочевал на рубль Петра II, создавая иллюзию преемственности величия, однако роскошное оформление портрета молодого царя передавало лишь парадный, поверхностный вид монарха, направленный на угоду новоявленного императора, но совсем не отражало его внутренний мир или заслуги перед отечеством.

На рублевиках Екатерины I поверхность монетного кружка использовалась более рационально. После выпуска небольшой серии так называемых «траурных» рублей титулатура перестала выглядеть замкнутым кольцом и освободила место для портретной части лицевой стороны. Образовавшееся пространство давало возможность художнику создавать более крупные и легко воспринимаемые глазом портреты, а также позволяло шире импровизировать в работе над бюстом (рис. 3).

 

Рубль Екатерины I (1727 г.) и рубль Петра II

Рисунок 3. А — рубль Екатерины I, 1727 г. В — рубль Петра II. Портреты монархов крупнее, круговая надпись уже, чем на рублях Петра I, и разделена бюстом

 

Таким образом, монетный тип рублевика Петра II синтезировал опыт композиционных решений, накопленный в денежном производстве предшествующих лет.

Выбранный монетный тип оказался настолько удачным, что просуществовал без изменения три года царствования Петра II несмотря на относительно частую смену типологических характеристик лицевой стороны рублевика.

Слишком усердные попытки медальеров продолжить традиции оформления монет, заложенные при Петре I, иногда приводили к абсурду. Известен рублевик Петра II, который имеет не только композиционное единство, но и удивительное портретное сходство с изображением Петра I на монетах 1724 — 1725 годов. Только благодаря круговой надписи можно удостовериться, что рублевик принадлежит Петру II, а не его деду (рис. 4).

 

Пробный рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 4. Пробный рубль Петра II, 1727 г. Особый портрет, все элементы оборотной стороны резаны вручную

 

Изображение рублевика стало достоянием широких слоев нумизматического сообщества сравнительно недавно и сразу же привлекло внимание коллекционеров. Рублевик интересен не только необычными типологическими свойствами, но и важен в качестве объекта, позволяющего увидеть одну из тенденций в художественной трактовке образа молодого императора.

К сожалению, нумизматика императорской России пока не располагает документированными источниками, которые могли бы осветить в деталях процесс создания и освоения в монетном производстве рублевиков Петра II.

Известен единственный достоверно установленный пробный рублевик Петра II. В.В. Уздеников называет его уникальным. Экземпляр побывал в обращении, в связи с чем утратил значительную часть изображения (рис. 5).

 

Пробный рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 5. Пробный рубль Петра II, 1727 г. Орел на реверсе

 

Пробные монеты, утвержденные в качестве образцов для массового производства, предварительно пробитые, прошнурованные и скрепленные сургучными печатями, сдавались на хранение в государственные архивы. Рассматриваемый рублевик не был утвержден в качестве образца для производственного тиражирования, следовательно, не мог служить объектом такого пристального внимания, как следствие — монета попала в обращение.

Уникальный экземпляр в настоящее время находится в собрании Эрмитажа.

 

Пробный рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 6. Пробный рубль Петра II, 1727 г. Крестообразная монограмма на реверсе

 

В 1984 году на одном из калифорнийских аукционов появился рублевик, чрезвычайно похожий своей портретной стороной на упомянутый выше пробный экземпляр (рис. 6). Р. Зандер усматривает полную идентичность аверсов указанных монет и считает, что вновь обнаруженный рублевик является пробным, у которого оборотная сторона представлена крестообразной монограммой.

Автор отмечает высокий художественный уровень гравировки изображения и подчеркивает факт ручного изготовления штемпеля оборотной стороны монеты. Рублевик вновь «всплывает на поверхность» в 2005 году на «The Pre-Long Beach Auction May 30 — June 1 , 2005», где он был продан за 200 000 долларов США.

Если согласиться с авторитетным мнением Р. Зандера, который, бесспорно, является большим знатоком русских монет, то можно провести некоторые сравнительные параллели и сделать определенные выводы.

Оказывается, оборотная сторона у «калифорнийского» рублевика идентична таковой у экземпляра, изображенного на рис. 4. Резанные вручную, они обладают легко выявляемыми одинаковыми признаками идентификации.

Изготовленный тем же штемпелем реверс можно обнаружить еще у одного экземпляра, воспроизведенного на рис. 7.

 

Пробный рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 7. Пробный рубль Петра II, 1727 г. Оборотная сторона идентична реверсу на рублях, изображенных на рис. 4 и 6

 

Таким образом, единый штемпель реверса трех рублевиков связывает типологически различные варианты монет в один гордиев узел. Следуя логике Р. Зандера и учитывая штемпельные связи, можно полагать, что все три рублевика являются пробными экземплярами. В.В. Уздеников рассматривает подобные монеты как «пробы второй категории... не получившие по каким-то причинам одобрения и оставшиеся в единичных экземплярах или размноженные малотиражными выпусками».

Все три экземпляра были выставлены на аукционах и стали известны благодаря сравнительно недавним публикациям в соответствующих каталогах.

Если допустить, что все перечисленные монеты являются пробными, то можно констатировать: иконографический фонд Петра II пополнился важными проектными экземплярами, являющимися «прародителями» общегосударственных монет регулярного чекана.

Предположение требует проверки. Даже поверхностное изучение имеющегося материала выявляет слабые стороны этой гипотезы. Например, смущает некоторая небрежность в изготовлении рубля, изображенного на рис. 4. При чеканке было допущено смещение монетного кружка относительно штемпелей, поэтому изображение на рублевике сдвинуто, а верхняя часть круговой надписи усечена. Для пробной монеты такая неряшливость кажется маловероятной.

С особой осторожностью к группе пробных рублевиков можно отнести экземпляр, воспроизведенный на рис. 8А.

 

Рубль Петра II, 1727 г., портрет образца 1728 г. и монетовидная медаль Петра II, 1727 г.

Рисунок 8. А — рубль Петра II, 1727 г. Портрет образца 1728 г. В — монетовидная медаль Петра II, 1727 г., 42 мм, серебро. ГИМ

 

Рублевик, датированный 1727 годом, если его рассматривать с позиций иконографии, опережает время, поскольку соответствует образцам, чеканившимся преимущественно в 1728 году. Тщательная проработка мельчайших деталей, выверенность каждого штриха на портрете и безукоризненный шрифт круговой надписи не позволяют исключить рублевик из числа проектных. В пользу пробного характера экземпляра свидетельствуют иной стиль начертания слов легенды на лицевой стороне и другая манера гравировки отдельных литер по сравнению с таковыми на рублевиках регулярного чекана в последующие годы. Например, особый рисунок литера Ц в слове САМОДЕРЖЕЦЪ не встречается на других рублевиках Петра II, тогда как типичен для рублевых монет Екатерины I. Это обстоятельство может указывать, что штемпель был изготовлен вскоре после воцарения Петра II с использованием инструментов, которые применялись в работе над монетами покойной императрицы. Также необычна для рублей Петра II и непонятна с точки зрения грамматики явственная дифференциация в применении пуансонов для оттиска Ь (в словах ПЕТРЬ и IМПЕРАТОРЬ) и Ъ (в слове САМОДЕРЖЕЦЪ).

В целом оформление оборотной стороны рубля ничем не отличается от такового на монетах массового выпуска. Тем не менее нам не удалось обнаружить какого-либо другого варианта рублевой монеты Петра II с идентичным штемпелем реверса.

Иконографическое единство портретов на рублевике и монетовидной медали (рис. 8В) очевидно. Видимо, на монетном дворе уже в 1727 году прорабатывался вариант изображения Петра II, впоследствии получивший обозначение как портрет образца 1728 года. С этой целью были созданы штемпеля, с помощью которых и были отчеканены лицевые стороны рублевика и монетовидной медали.

Надо отметить, что портретные стороны упомянутых миниатюр чрезвычайно похожи, но не идентичны. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить соотношение некоторых элементов оформления. Так, на монетовидной медали верхний лист лаврового венка, украшающего голову императора, направлен строго на букву «С» в слове САМОДЕРЖЕЦЪ, в то время как на рублевике — если не на литер «А,» то на промежуток между «С» и «А». Внимательное визуальное изучение помогает обнаружить и другие отличия.

Нетрудно заметить, что все упомянутые выше образцовые экземпляры обладали теми или иными признаками петербургского типа рублевиков. Так, помимо всего прочего, на оборотной стороне этих монет присутствует типичная для Петербургского монетного двора «простая» монограмма, а гурт носит шнуровидный характер.

С определенной долей вероятности в качестве монеты-кандидата на роль пробного рублевика, использовавшегося на Московском монетном дворе, можно рассмотреть экземпляр, представленный на рис. 9.

 

Рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 9. Рубль Петра II, 1727 г. Особый портрет

 

Насыщенный рельеф, великолепная пластика, художественные нюансы портрета, выполненного в стиле барокко, будут положены в основу оформления рублевиков московского типа и станут привычными впоследствии. На данном же экземпляре основные композиционные составляющие переплетаются с деталями, несвойственными для последующих рублевиков массовой чеканки. К таким деталям можно отнести четыре, а не пять! лент наплечника, четыре, а не пять! листьев лаврового венка, особенности в драпировке плаща и др.

Оборотная сторона рублевика с украшенной монограммой и надпись на гурте не оставляют сомнения, что экземпляр обладает признаками монетного типа, свойственного рублям, выпускавшимся на монетном дворе в Москве. Необычные для рублей Петра II разделительные знаки в виде «W» после слов легенды аверса лишь подчеркивают образцовый характер рублевой монеты.

Целый спектр не принятых в 1727 году к массовому тиражу пробных рублевиков показывает, насколько непростым был путь монетной иконографии Петра II уже на первых этапах своего становления.

Водопад монет-кандидатов на пробные экземпляры вполне допустим и логически вписывается в канву монетного дела того периода, поскольку, словами В.В. Узденикова, «пробы 1726 — 1727 гг. занимают по количеству одно из первых мест».

 

Основные иконографические типы рублей Петра II

Рисунок 10. Основные иконографические типы рублей Петра II: А — с портретом образца 1727 г., В — с портретом образца 1728 г., С — с портретом образца 1729 г.

 

Известны три основных иконографических типа рублевых монет Петра II, которые принято обозначать в зависимости от датировки, указанной на оборотной стороне монеты: рубли с портретом образца 1727 года (рис. 10А ), рубли с портретом образца 1728 года (рис. 10В ) и рубли с портретом образца 1729 года (рис. 10С).

Композиция лицевой стороны рублевиков 1727—1729 годов единообразна. В центре помещен погрудный портрет императора в римских доспехах. Такое одеяние часто встречается на европейских властителях, изображенных на монетах и медалях того времени, отдавая дань модному и потому господствующему стилю барокко, который художественным образом усиливал эффект репрезентативности.

Голова покрыта туго завитым париком, локоны которого живописно обрамляют лицо государя и ниспадают на его плечи и спину. Несмотря на кажущееся сходство, рисунок прически парика на рублях даже одного типа различен. Завивка локонов благодаря работе многочисленных резчиков до такой степени вариабельна, что даже приводила к попытке классифицировать разновидности рублевиков по характеру элементов прически.

 

Типологические разновидности рубля Петра II

Рисунок 11. Типологические разновидности рубля Петра II. А — рубль 1727 г., в прическе бант. В — Рубль 1729 г., в прическе длинные ленты. С — Рубль 1729 г., в прическе ленты отсутствуют

 

Голову императора украшает важный элемент — венок, который служил не только декором, но и символом. Лавровый венок на портрете Петра II состоит, за редким исключением, из 6—8 листьев и перехвачен, как у римского правителя, лентой. Рисунок лент также крайне разнообразен и зависел от фантазии резчика. Ленты на затылке могут быть завязаны бантом или свободно развеваться, образуя причудливые изгибы (рис. 11).

 

Звезда и знак Св. Андрея

Рисунок 12. Звезда и знак Св. Андрея

 

Петр II, лицевая сторона, портрет образца 1729 г.

Рисунок 13. Петр II, л. с. Портрет образца 1729 г., с орденской лентой на груди. Внизу бюста стилизованный орден Св. Андрея Первозванного

 

На всех рублевиках с портретом образца 1729 года и на многих живописных портретах Петра II в качестве обязательного атрибута изображена лента ордена Св. Андрея (рис. 12 и 13). Сам орден выглядел в виде буквы «X». На кресте такой формы, по преданию, был распят святой. Орден в несколько стилизованном виде также присутствует на портрете. Орденская лента, согласно уставу, была голубого цвета. Художник строго подошел к правилам передачи цветовой гаммы на металле. Дело в том, что с XVII века возникло правило передавать цвета при изготовлении медалей, монет и печатей с помощью штриховки, пунктира или точек. Условное изображение синего цвета предполагало поперечную штриховку.

Вместе с тем важно отметить условность изображения на портретах Петра II знака и звезды ордена Андрея Первозванного:

а) на груди знак ордена носился только с цепью (см. портрет работы И.П. Люддена), а при ленте он располагался на левом бедре;

б) звезда ордена носилась на левой стороне груди, а не на правой, как это изображено на монетах Петра II.

Круговая надпись рублевика выполнена на русском языке красивыми буквами «нового гражданского» алфавита. Титулатура, согласно традиции, кроме указания ранга изображенного на портрете лица включает название страны и в современном виде гласит: «Петр II ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ».

В круговой надписи слова ПЕТР, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ оканчиваются то буквой Ь, то — Ъ. «Так как эти буквы при чеканке вышли не достаточно ясно, то мы на них не обращали внимание», — подметил ЕМ. Учитывая мнение великого князя, в настоящей работе на данном обстоятельстве внимание также не заостряется.

Слова надписи могут быть разделены точками, звездами и т.п. Большая часть рублевиков 1727 года, чеканившихся на Петербургском монетном дворе, под обрезом бюста имеют соответствующее обозначение в виде букв СПБ.

 

Основные различия лицевых сторон рубля 1727 г.

 

Оставляя «за кадром» художественно-эстетическую компоненту вопроса, можно констатировать, что массовый выпуск монет породил серию рублевиков, которые в зависимости от времени, места и технологии производства приобрели неповторимую оригинальность и по сей день являются для собирателей предметом неиссякаемого интереса и разностороннего анализа.

В 1727 году рублевики одновременно чеканились в Москве и Петербурге. Основные штемпельные особенности монетных дворов обеих столиц можно увидеть на рис. 14. Они также сведены в таблицу.

 

Рубли Петра II, 1727 г.

Рисунок 14. Рубли Петра II, 1727 г. А — чеканка Московского (Красного) монетного двора. В — чеканка Петербургского монетного двора

 

Монетная продукция Петербургского монетного двора отличалась большим разнообразием портретных вариантов. ГМ приводит 14 разновидностей штемпелей. На самом деле их больше. Автору этих строк удалось практически удвоить число разновидностей монет этого типа.

Иконография рублевиков Московского монетного двора в изобразительном аспекте представлена менее богато, тем не менее в настоящей работе приведено более 20 вариантов рублевых монет.

Остается загадкой, какими графическими или живописными первоисточниками располагали резчики портретов Петра II на рублях 1727—1729 годов. Тот факт, что такие установочные «образцовые» портреты существовали, не вызывает сомнения. Имеются косвенные доказательства существования живописных эскизов, предназначенных резчикам для изготовления пробных монет. Например, до наших дней дошли рисунки проб медных монет Петра II 1727 года мелкого номинала, которые готовились для разменных целей (рис. 15).

 

Эскизы пробных монет 1727 г.

Рисунок 15. Эскизы пробных монет 1727 г.

 

Дополнительным свидетельством в пользу существовавших установочных рисунков может служить медаль в память кончины Петра II, выполненная немецким медальером Г.В. Вестнером (рис. 16А). Автор медали большую часть времени работал в Нюрнберге и никогда не был в России.

 

Медаль в память кончины Петра II работы Г.В. Вестнера и рубль Петра II, 1727 г.

Рисунок 16. А — медаль в память кончины Петра II работы Г.В. Вестнера; В — рубль Петра II, 1727 г. Прослеживается портретное сходство

 

На основании какой модели, если не живописного рисунка, мастер резал портрет императора? Идею использования известным художником в качестве образца «чужой» медали можно отмести как абсурдную.

Удивительное дело — изображение Петра II на медали Вестнера обладает портретным сходством с образом императора на одном рублевике, выпущенном в 1727 году ограниченным тиражом, — тот же силуэт лица, те же контуры носа, губ, подбородка (рис. 16В). Создается впечатление, что обе миниатюры выполнены путем переноса на металл одного и того же портрета, созданного другим художником. Такой прием не нов и нередко использовался в медальерном искусстве. В то же время нельзя исключить случайное сходство.

Очевидно, что описать словами требования к созданию изображения на штемпеле без соответствующего иллюстративного сопровождения невозможно. Но где же эти прообразы? Кто же был их автором? Почему портреты Петра II на монетах, особенно 1727 и 1728 годов не похожи на изображения императора на живописных картинах и на официозной гравюре Х.А. Уортрманна, где монарх изображен реалистично. На эти вопросы пока ответа нет.

Правда, последнее обстоятельство можно расценить как результат спешки. Ведь никто не ожидал смерти еще достаточно молодой Екатерины I и последующего стремительного воцарения внука Петра. Можно предположить, что упомянутые события привели к тому, что исходный «образцовый» рисунок государя готовился на скорую руку, не столько преследуя цель портретного сходства, а сколько создание идеализированного образа монарха, который бы отвечал самолюбивым притязаниям молодого царя и был бы принят его окружением. Видимо, расчет делался на то, что юный самодержец, по существу мальчик 11 лет, одобрит любую привлекательную монету с его изображением. Как результат, в 1727 году российская нумизматика получила серию рублевиков, выпущенных Московским и Петербургским монетными дворами.

Создание живописных парадных портретов, в отличие от монетного производства, не было связано с неотложными экономическими требованиями. Их можно было писать, не испытывая временного прессинга, и шаг за шагом добиваться сходства с моделью. Вне зависимости от того, где чеканились рубли 1727 года — то ли в Москве, то ли в Петербурге, — первые портреты Петра II имеют много общего и близки по стилю.

Художественный замысел воплотился в лице не мальчика, но вполне зрелого юноши с довольно правильными мягкими чертами лица. Если не останавливаться на деталях, то вырисовывается единый образ, хорошо узнаваемый на всех разновидностях рубля этого периода.

Детальный же анализ портрета на различных монетах, ограниченных временными рамками только одного года, удивляет многообразием форм носа, подбородка, губ, лба. Например, нос может быть прямым, изогнутым, курносым, с горбинкой и т.д. (рис. 17).

 

Некоторые варианты портрета Петра II на рублях 1727 г.

Рисунок 17. Некоторые варианты портрета Петра II на рублях 1727 г. Среди монет регулярной чеканки на Петербургском монетном дворе, датированных одним годом, отмечается значительная модификация изображения императора

 

Однако общая композиция изображения и единый монетный тип не позволяют усомниться в принадлежности рублевиков Петру II. Галерея портретов на рублях Петра II имеет примечательную закономерность: вне зависимости от портретного типа, монетного двора и года выпуска великолепное по художественному уровню иконографическое изображение сопровождается сходными по рисунку, но посредственными по исполнению аналогами. Вероятно, оформление первых профессионально изготовленных монет выполнялось квалифицированными резчиками, в то время как остальные экземпляры чеканились штемпелями, сделанными подмастерьями или учениками.

Американский исследователь российских монет Р. Зандер убежден, что лицевая сторона пробных рублей 1727 года является работой иностранного гравера Антона Шульца, который в тот период был главным медальером Петербургского монетного двора. Автор пишет, что портрет государя на пробных образцах «по стилю и духу» очень близок к портрету Петра II работы того же Шульца на коронационной медали. В качестве доказательств Зандер приводит фотографии упомянутой медали и портретной стороны пробного рубля 1727 года. Возможно, автор прав в том, что оба портрета принадлежат одной руке, однако, чтобы согласиться с портретным сходством императора на рубле и медали, надо обладать завидным воображением.

К сожалению, других доказательств участия А. Шульца в создании рубля 1727 года Р. Зандер не приводит. Да это и понятно, так как «...нет ни указа, ни какого-либо другого акта, который бы намекал на изменение портрета», — так комментирует ГМ обстоятельства смены чеканки рублей Екатерины I. Однако к творчеству А. Шульца мы еще вернемся.

Остается нерасшифрованной причина изменения типа портрета в 1728 году. Можно предположить, что смена «имиджа» лицевой стороны рублевиков произошла в связи с закрытием и последующим переездом в Москву Петербургского монетного двора.

Кроме совпадения по времени на право существования такой гипотезы претендуют ряд обстоятельств.

 

Рубли Петра I, 1724 г.

Рисунок 18. А — рубль Петра I, 1724 г., портрет императора «в римских доспехах», чеканка Московского (Красного) монетного двора. В — рубль Петра I ,1724 г., «солнечник», изготовлен на Петербургском монетном дворе

 

Во-первых, допустимо говорить о стремлении Московского монетного двора строго соблюдать утвержденный монетный тип. Достаточно вспомнить рубли Петра Великого московской чеканки, которые сохраняли один и тот же достаточно скромный портрет государя «в римских доспехах» в течение последних лет его правления, в то время как Петербургский монетный двор выпустил рублевики нового образца, так назывемые «солнечники», с роскошно оформленной портретной стороной (рис. 18). Достойное всяческих похвал стремление Московского монетного двора унифицировать выпускаемую продукцию хорошо прослеживается на примере рублевиков Петра II, датированных 1727 годом. Воспроизведение резчиками штемпелей этого типа монет было настолько совершенным, что незначительные отклонения в рисунке портрета каждого из них можно заметить только в том случае, если поставить перед собой такую цель (рис. 19 А, В). Лишь два штемпеля данной серии чеканили особый тип потрета, эстетический уровень которых вызывает сомнения. Один из этих рублевиков воспроизведен ниже на рис. 19С.

 

Портретные варианты рублевиков 1727 г.

Рисунок 19. Портретные варианты рублевиков 1727 г., чеканенных на Московском монетном дворе. Экземпляры А и В — типичные образцы рублевиков регулярного выпуска.Лишь два штемпеля обладают значительными типологическими особенностями, один из них — экземпляр С

 

Стремление к единообразию монет на Московском монетном дворе, возможно, еще подкреплялось традиционной для периферии боязнью гнева столичных начальников на случай обнаружения ими своевольного внесения изменений в устоявшийся рисунок императорского образа.

Петербургские медальеры более свободно подходили к изображению монарха и с переездом в Москву сохранили свой вольный дух.

В итоге на радость будущим нумизматам была создана целая галерея хорошо идентифицируемых разновидностей рублевиков.

Во-вторых, появление на Московском монетном дворе резчиков из северной столицы совпадает с выходом в свет рублей, на которых портреты часто удивительным образом похожи на ранее чеканившиеся в Петербурге (рис. 20).

 

Рубли Петра II, 1727 г. и 1728 г.

Рисунок 20. А — рубль Петра II, 1727 г., петербургский тип. В — рубль Петра II, 1728 г. На монетах портретное сходство изображений

 

 

Основные различия в оформлении лицевой стороны рублей Петра II

 

 

Если абстрагироваться от второстепенных деталей, элементов декора и особенностей прически, а сконцентрировать внимание на изображении лица, то можно убедиться не только в портретном сходстве, но и в единообразии стилей. Очевидно, атмосфера преобразований, более свойственная Петербургу той поры, проникла на территорию Кадашевской слободы и коснулась монетного дела.

Наконец, перекликаются пышные барочные убранства и даже помпезность на портрете последних рублевиков Петра Великого и рублях нового типа с изображением его внука, выпущенных в 1728 году.

Видимо, сильны оказались традиции петербургских мастеров в их стремлении изготовить эффектные представительные монеты, по своему великолепию не уступающие европейским образцам.

 

Основные типы оформления рублей регулярного чекана в 1728 г.

Рисунок 21. Основные типы оформления рублей регулярного чекана в 1728 г.: А — с портретом образца 1727 г., В — с портретом образца 1728 г.

 

После приезда мастеровых людей из Петербурга Московский монетный двор в 1728 году продолжал еще чеканку рублей с портретом образца предыдущего года (рис. 21А). Однако выпуск монет этого типа был невелик — ГМ описал только 7 вариантов портретных штемпелей. Вскоре началось производство рублей нового типа, который стал доминирующим. Рисунок головы, и особенно ее лицевого фрагмента, претерпел значительные изменения. Становится типичным изображение Петра II с более крупными и даже грубыми чертами лица. Петр на рублевиках 1728 года заметно повзрослел и превратился в мужчину с «волевым» подбородком (рис. 21В).

Если ориентироваться на датировку, то смену портретного типа нельзя назвать постепенной. Так, практически сразу исчезли штемпеля рублевиков петербургского типа регулярной чеканки. Не встретить рубль, изготовленный штемпелем Петербургского монетного двора в паре со штемпелем реверса 1728 года, хотя в технологии монетного дела такая практика существовала. И это в условиях перманентного дефицита штемпелей. В.В. Уздеников рублевик, датированный 1727 годом, с портретом образца 1728 года, в сочетании с реверсом петербургского типа обозначает как чрезвычайно редкий. Доподлинно известен лишь один такой экземпляр, находящийся на хранении в ГИМ (см. рис. 8А).

Кроме того, вызывают вопросы рубли, датированные 1728 годом, с портретом образца 1727 года. Портреты действительно похожи на те, которые чеканились на Московском монетном дворе в 1727 году. Но они похожи только по формальным типологическим признакам. На самом деле штемпеля другие. Почему же штемпеля, изготовленные ранее, в 1727 году, не использовались в году последующем?

Частично объяснить эти неувязки помогают исследования В.В. Узденикова, который доказал, что даты, указанные на монетах, далеко не всегда соответствуют времени их выпуска.

Вместе с тем решительному завоеванию позиций рублевиками с портретом 1728 года предшествовал период творческого поиска новых решений в изображении Петра II. Новаторские работы носили «штучный» характер и отражали направления художественной мысли медальеров, и поэтому особенно интересны с точки зрения иконографии Петра II.

Известен рублевик, датированный 1728 годом, лицевая сторона которого вобрала в себя как элементы оформления монет 1727 года, так и типичные признаки года последующего (рис. 22).

 

Рубль Петра II, 1728 г.

Рисунок 22. Рубль Петра II, 1728 г. Оформление лицевой стороны содержит признаки портретов образца 1727 и 1728 гг.

 

Безупречный по технике исполнения портрет излучает внутреннюю энергию и решительность характера изображенного персонажа. Властный взгляд, развевающиеся в художественном беспорядке волосы, раскинутые веером ленты наплечника усиливают впечатление репрезентативности и придают портрету монарха жизненный динамизм.

Однако художественный компромисс, воплощенный медальером на монете, в силу криптогенных причин не завершился серийным производством, а был продолжен в форме других авангардистских решений на модели следующих рублевиков.

С позиций радикальной модификации портрета Петра II стоит рассмотреть рублевик 1728 года, известный особым портретом «без банта в прическе» (рис. 23).

 

Рубль Петра II, 1728 г.

Рисунок 23. Рубль Петра II, 1728 г., л. с.: «портрет без банта в прическе»

 

Необычная трактовка образа императора видна в каждом фрагменте лицевой стороны монеты. До неузнаваемости изменены черты лица Петра II — лоб и нос императора образуют анатомически неожиданную вогнутую дугу. Голова, благодаря особой пышности парика и лишенная банта, стала куполообразной формы. Изменения коснулись и торса, элементы которого, с одной стороны, приобрели схематичный рисунок, а с другой — дополнились аляповатыми украшениями. Последние хорошо видны на лентах наплечника. При этом все художественные новации были направлены в сторону упрощения рисунка и пластики.

К счастью, портрет не был взят за основу для дальнейшего тиражирования. Молчаливый свидетель попытки внести коррективы в оформление рублевиков 1728 года, рубль являет собой интереснейший экземпляр в галерее монет Петра II.

С началом чеканки монет нового типа с портретом образца 1728 года свет увидел поток разновидностей и вариантов рублевиков, каждый из которых не только по-своему трактовал художественный образ императора, но и пестрел особенностями декора. ГМ описал около 40 наименований таких разновидностей, однако даже такой длинный список, как оказалось, не исчерпал набора штемпелей этого года. Некоторые экземпляры этой серии приведены на рис. 24.

 

Некоторые типологические разновидности портретов на рублях Петра II 1728 г. выпуска

Рисунок 24. Некоторые типологические разновидности портретов на рублях Петра II 1728 г. выпуска

 

Несмотря на количественную и качественную мозаику портретных штемпелей, наглядносравнительное изучение монет позволяет идентифицировать сходную стилистику изображения Петра II многих из них и на основе этого объединить рублевики в иконографические группы.

 

Разновидности рублей Петра II, 1728 г.

Рисунок 25. Разновидности рублей Петра II, 1728 г. Монеты объединены в одну иконографическую группу на основании портретного сходства

 

В качестве примера на рис. 25 приведены рублевики, у которых сопоставление профильных портретов дает возможность выявить идентичность контуров лица, рисунка глаз, носогубной складки и рта. При этом гравировка парика, одежды и круговой надписи имеет индивидуальные особенности.

Нетрудно понять побудительные мотивы высококвалифицированного копииста, который идеально воспроизвел черты лица и не сумел или не захотел повторить во всех подробностях рисунок «образцового» рублевика.

Ситуация вполне объяснима, если учесть психоэмоциональное напряжение мастера при работе над лицевой частью портрета. Когда основной и наиболее ответственный фрагмент работы был позади, резчик, уже не стесненный жесткими обязательствами копииста, завершал гравировку парика, деталей одежды и круговой надписи в свободной манере.

По такому же иконографическому — а точнее, физиономическому — принципу можно сгруппировать и другие рублевики. Исследуя таблицы каталога ГМ, нетрудно обнаружить, что монеты располагаются с учетом портретного сходства.

По всей видимости, при формировании изобразительного ряда в качестве ведущего классификационного критерия группировки рублевиков ГМ использовал портретную близость изображения Петра II.

Если же руководствоваться второстепенными деталями, например точкой в конце круговой надписи, то близкие по иконографическому построению экземпляры окажутся в разных классификационных группах. В этом легко убедиться, сравнив рублевики на рис 26. В таблицах своего труда ГМ располагает эти монеты близко друг от друга, надо полагать, в силу портретного сходства изображения Петра II. Вместе с тем некоторые старые и современные каталоги относят указанные рубли к разным классификационным категориям по причине наличия или отсутствия точки после слова ВСЕРОСIСКИ. Кстати, на хорошо отчеканенных рублях с портретом, известным как «с мушкой на носу», в конце легенды различима рудиментарная точка (рис 26В).

 

Разновидности рублей Петра II, 1728 г.

Рисунок 26. Разновидности рублей Петра II, 1728 г. Монеты относятся к одной иконографической группе. Видны отличия в рисунке парика, написании легенды

 

Примечательно, что рублевики, представленные на рис. 26, отличаются друг от друга также особенностями гравировки парика, что не помешало поместить их среди монет, объединенных ГМ в одну группу.

Эволюция рубля продолжалась. Для иконографии Петра II в 1729 году была характерна частая смена типологических разновидностей и вариантов рублевых монет. В частности, наметился кратковременный всплеск чеканки рублевиков с портретом образца 1727 года (рис. 27). По художественному уровню изображение Петра II уступало аналогам первого года выпуска, и объем чеканки ограничился продукцией всего нескольких штемпелей. Лишь один рублевик выделяется изяществом рисунка и превосходной пластикой (рис. 27А.). По всей видимости, штемпель был изготовлен профессиональным медальером. Попытки повторить его копиистами оказались неуклюжими, в результате чего изобразительный ряд рублей Петра II дополнили экземпляры сомнительного эстетического уровня.

 

Типологические варианты рублей Петра II

Рисунок 27. Типологические варианты рублей Петра II, датированных 1729 годом.: А — с портретом образца 1727 г., В — оформление аверса включает признаки портрета образца 1727 и 1728 гг.

 

В таком же профессионально слабом ключе были выполнены 2 штемпеля, сочетающие в себе признаки рублевиков 1727 и 1728 годов. Рубль, отчеканенный одним из них, можно увидеть на рис. 27В.

 

Рубль Петра II, 1729 г. Портрет образца 1728 г.

Рисунок 28. Рубль Петра II, 1729 г. Портрет образца 1728 г.

 

В том же году была изготовлена целая серия рублевиков с портретом образца 1728 года (рис. 28). В своем большинстве лицевые стороны монет были резаны с профессиональным мастерством и существенно обогатили монетную галерею Петра II. На странице помещен один из наиболее удачных портретов.

На поверхности монетного диска ясно очерчен силуэт монарха с приятными чертами лица и теплым, почти ласковым взглядом. Император источает доброту, но вместе с тем ощущается незримая преграда, которая подчеркивает высокое положение персоны.

Наряду с уже знакомыми типологическими вариантами в 1729 году была начата чеканка рублей с существенными изменениями на лицевой стороне, которые по своим натуралистическим свойствам соперничали с профилями, выбитыми на античных монетах (рис. 29).

 

Рубли Петра II, 1729 г.

Рисунок 29. Рубли Петра II, 1729 г. А — так называемый «лисий нос». В — идеализированный портрет

 

Радикальной модификации был подвергнут портрет Петра II. Лицо императора приобрело особую выразительность и удачно соответствовало официальным портретам императора, выполненным Л. Каравакком и И. Людденом. Искусная драпировка мантией торса, облаченного в римские доспехи, эффектно дополняла компоновку изображения, а орденская лента через правое плечо, согласно художественному замыслу, должна была подчеркивать героизированный пафос портрета.

Известен целый ряд штемпелей этого типа, однако различия между ними сведены к минимуму. Малозаметные отклонения в облике императора и незначительные различия в рисунке второстепенных деталей композиции свидетельствуют о стремлении «единообразие» портрет, стандартизировать лицевую сторону монеты и полностью исключить «индивидуальное творчество» резчиков в гравировке даже отдельных элементов аверса.

Рублевики с портретом образца 1729 года наглядно демонстрируют тот факт, что сходство изображения императора на монетах совсем не обязательно отождествляется с художественно-эстетическим уровнем миниатюр. Так, если на рублевике В (рис. 29) представлен изящный профессионально резанный портрет, автор которого несомненно владел природным чувством пластики и отточенным мастерством, то физиономически похожее изображение на экземпляре А отличается слабой выразительностью и скованностью в работе штихелем. Видимо, благодаря последнему рублевику к этим портретам приклеилось бытующее в среде нумизматов, пренебрежительное название «лисий нос».

 

Гравюра с изображением Петра II в профиль

Рисунок 30. Гравюра с изображением Петра II в профиль

 

Старинная гравюра Петра II (рис. 30) наводит на размышления. Во-первых, портрет на рисунке с точки зрения иконографии совпадает с изображениями монарха на последних рублевиках 1729 года, равно как и на известных медалях, посвященных памятным датам в его жизни. Во-вторых, высока вероятность того, что портрет на гравюре имеет одно происхождение с таинственными живописными эскизами упомянутых миниатюр.

С началом выпуска рублевиков нового типа, «с орденской лентой на груди», похоже, дебютировал этап унифицированного подхода к чеканке монет с портретом императора. Этап оказался недолговечным и завершил монетную иконографию Петра II так же неожиданно, как неожиданно сурово распорядилась история с самим императором.

Источник: Петрунин Ю.П. "Известный и неизвестный рубль Петра II". 2007 г.

Автор: Юрий Петрунин