Главная / Библиотека / Статьи / Ошибки и погрешности в надписях, рисунках на рублевиках и полтинах Екатерины I

Ошибки и погрешности в надписях, рисунках на рублевиках и полтинах Екатерины I

Портрет императрицы Екатерины Алексеевны

Рисунок 1. Генрих Бухгольц (1735-1781). Портрет императрицы Екатерины Алексеевны. Последняя треть XVIII в.

 

Ошибки, неточности, недоделки, искажения, казусы — лишь неполный набор того, что можно обнаружить на российских монетах первой трети XVIII века. Не являются исключением монеты Екатерины I. Все отклонения от стандартов можно разделить на две группы. Первая включает ошибки в надписях. Вторая предполагает искажения в рисунках как на лицевой, так и оборотной сторонах монетного кружка.

Содержанию легенды на государственной монете всегда придавалось большое значение. После победы русского воинства над шведами и заключения в 1721 году Ништадтского мира, который закрепил завоевания России на Балтике, были выпущены рубли, датированные 1722 годом, с новым императорским титулом Петра I. Так посредством государственной монеты мир оповещался о крупных военных успехах Российского государства и о его могуществе.

Уместно также напомнить, какая метаморфоза произошла с надписью на монетах крупного достоинства, отчеканенных для российских войск, которые находились в прибалтийских провинциях в период подготовки к Семилетней войне. Сначала на «ливонезах» номиналом в 96 и 48 копеек, датированных 1756 годом, было начертано: «MONETA LIVON ЕТ ESTLAND». Надпись была признана ошибочной, и чеканка монет была незамедлительно остановлена. В.В. Уздеников полагает, что указанная формулировка возводила прибалтийские провинции в ранг суверенных эмитентов. В 1757 году были отчеканены монеты уже с политически правильной надписью: «MONETA LIVOESTHONIKA». Эти два примера ярко демонстрируют тот факт, что надписи на монетах внимательно отслеживались на самом высоком уровне, и в случае необходимости без промедления принимались соответствующие меры.

В рамках самодержавия начала XVIII века, когда принимал решения единолично царь, осуществить серьезную политическую ошибку значило подписать суровый приговор своей судьбе. Среди многочисленных вариантов петровских монет можно обнаружить много низкопробных с художественной точки зрения портретов императора, в том числе граничащих с карикатурой. Однако все они прилежно обрамлялись достойной круговой надписью. Похоже, что титулатуре придавалось даже большее значение, чем изображению монарха.

На монетах Екатерины I выдающиеся события не отражены, поскольку таковых в период ее царствования просто не было. Нет на монетах и аполитичных надписей. Однако «крамольные» слова в легенде встречаются. Хрестоматийной ошибкой является неправильное написание слова «САМОДЕРЖИЦА», в котором пропущена буква «Ж» (рис. 2). Получившееся неблагозвучное слово тем не менее благодаря штамповочному станку разошлось достаточно большим тиражом.

 

Рубль Екатерины I, 1725 г.

Рисунок 2 . Рубль Екатерины I, 1725 г. В круговой надписи на лицевой стороне в слове «САМОДЕРЖИЦА» пропущена буква «Ж» (САМОДЕРИЦА)

 

Другая известная ошибка совершена каким-то резчиком в том же слове «САМОДЕРЖИЦА». На этот раз была пропущена буква «Р» (рис. 3).

 

Рубль Екатерины I, 1725 г.

Рисунок 3. Рубль Екатерины I, 1725 г. В круговой надписи на лицевой стороне в слове «САМОДЕРЖИЦА» пропущена буква «Р» (САМОДЕЖИЦА)

 

Менее знакома коллекционерам ошибка в титулатуре на одной из полтин Екатерины I. Последнее слово «ВСЕРОСИЙСКАЯ» начертано без буквы «А» (рис. 4).

 

Полтина Екатерины I, 1725 г.

Рисунок 4 . Полтина Екатерины I, 1725 г. В круговой надписи на лицевой стороне в слове «ВСЕРОСИЙСКАЯ» пропущена буква «А» (ВСЕРОСИЙСКЯ)

 

Ошибки в титулатуре императора — вопрос особый. Неправильное написание титула монарха считалось государственным преступлением.

Несмотря на оправдательные обстоятельства (неграмотность, усталость, ночная работа при свечах и т.п.), первоначальное наказание предполагало ряд мер, среди которых удержание годового жалованья на 1/3, наказание плетьми.

Монеты Екатерины пестрят свободным использованием десятиричной (I) и восьмиричной «И». Напомним, что в славянском языке «I» обозначало цифру 10, а «И» - 8, отсюда проистекает их название. Уже на «траурных» рублевиках можно прочитать слово «САМОДЕРЖИЦА», начертанное в двух вариантах. На других экземплярах значится «ЕКАТЕРИНА» и «ЕКАТЕРIНА», «ИМПЕРАТРИЦА» и «ИМПЕРАТРIЦА». Такое различие в написании слов, по всей видимости, не связано с грамматическими ошибками. В XVIII веке наши предки еще искали верное правописание и не были регламентированы строгими правилами грамматики, поэтому использовали буквенные литеры, следуя их звучанию. Только в XIX веке закрепилось правило писать десятиричную «I» во всех случаях, когда далее следовала гласная, а перед согласными ставилась восьмиричная «И». Вместе с тем монетчики могли унифицировать надпись и обязать резчиков штемпелей следовать единому правилу. Однако по неясным причинам этого не было сделано. Видимо, в то время мало кто обращал внимание на такие «пустяки».

 

Лицевая сторона некоторых полтин Екатерины I

Рисунок 5. Лицевая сторона некоторых полтин Екатерины I, имеющих особое написание слова «ВСЕРОСИЙСКАЯ». Соответственно: ВСЕРОСIИСКАЯ, ВСЕРОСIСКАЯ и ВСЕРОСИIСКАЯ

 

Последнее слово круговой надписи на лицевой стороне разных монет можно прочитать как «ВСЕРОСIИСКАЯ», так и «ВСЕРОСIСКАЯ» и даже «ВСЕРОСИIСКАЯ». Видимо, последний вариант нарушал сложившиеся нормы — такое написание можно увидеть в каталоге ГМ только на двух монетах. Одна из них представлена на рис. 5 С. Надписи оборотной стороны монет «грешат» мелкими ошибками. Резчики штемпелей дважды отделили мягкий знак в слове «РУБЛЬ». Первый раз — поставив точку после литеры «Л», другой раз вместо точки использовали трилистник (рис. 6).

 

Рубли Екатерины I, 1725 г.

Рисунок 6. Рубли Екатерины I, 1725 г. Оборотная сторона — слово «РУБЛЬ» начертано со знаком (соответственно точка и трилистник) после литеры «Л»

 

На радость коллекционерам, обожающим всякого рода экзотические нюансы (эррористам), невнимательным или безграмотным резчиком на одной из полтин была выгравирована дата, в которой последняя цифра «6» обращена в противоположную сторону (рис. 7).

 

Рубль Екатерины I, 1726 г.

Рисунок 7. Рубль Екатерины I, 1726 г. Оборотная сторона — цифра «6» в дате выгравирована в противоположную сторону

 

В потоке производства, когда чеканились сотни тысяч монет, а технология предполагала большой объем ручной работы и выполнялась малограмотными (а то и безграмотными) мастерами, приходится только удивляться тому обстоятельству, что грубые ошибки в надписях носили единичный характер. Изготовление монетных штемпелей — дело трудоемкое и затратное. Косвенные признаки свидетельствуют, что в среднем на изготовление одного штемпеля уходила неделя. Позволить такую роскошь, как отбраковать штемпель с небольшими, хотя и досадными, неточностями и ошибками, монетчики не могли. Вот и закрывали глаза на изъяны, которые у современных коллекционеров вызывают неподдельный интерес.

Отечественной нумизматике хорошо известны примеры, когда в монетное производство пускались недоработанные штемпеля с явными дефектами. Так, собиратели высоко ценят рублевик Петра I, на реверсе которого резчик «забыл» выгравировать римские I в монограмме. Такая же «забывчивость» привела к тому, что на одном из рублевиков 1725 года на груди Екатерины I оказалась звезда ордена святого Андрея Первозванного без лучей (рис. 8). Парадоксы коллекционирования обеспечили данному экземпляру высокую степень редкости.

 

Рубль Екатерины I, 1725 г.

Рисунок 8. Рубль Екатерины I, 1725 г. Лицевая сторона — звезда ордена святого Андрея Первозванного без лучей

 

Высокая потребность в штемпелях и сопряженная с этим повышенная нагрузка на граверов приводила и порой к тому, что на, казалось бы, законченной работе отсутствовали малозаметные, но важные детали. Так, на оборотной стороне некоторых рублевиков малые короны над головами орла лишены крестов (рис. 9). Штемпель с указанным дефектом комплектовался в четыре рабочие пары, с помощью которых были отчеканены четыре варианта рублевых монет.

 

Рубль Екатерины I, 1726 г.

Рисунок 9. Рубль Екатерины I, 1726 г. Портрет обращен влево. Оборотная сторона — малые короны над орлом без крестов

 

Примечательно, что недавно в Швеции был обнаружен рублевик Екатерины I, датированный 1726 годом с упомянутыми особенностями, но с портретом, обращенным вправо. Монета интересна и неизвестным вариантом лицевой стороны (рис. 10).

 

Рубль Екатерины I, 1726 г.

Рисунок 10. Рубль Екатерины I, 1726 г. Портрет обращен вправо. Оборотная сторона — малые короны над орлом без крестов

 

Нумизматы давно отмечали то обстоятельство, что определенные штемпельные разновидности монет обнаруживаются лишь в определенных географических регионах. По-видимому, это наблюдение подтверждается обнаруженным в Швеции рублевиком. Такое положение вещей можно объяснить следующим образом. Известно, что в силу различных исторических причин монетные дворы по распоряжению вышестоящих инстанций могли чеканить партию денег с указанием отправить ее в некую географическую точку. Нельзя исключить, что в рамках поставленных задач применялись штемпеля, производственный ресурс которых мог быть ограничен заказанной партией монет. Следовательно, логично предположить, что основная масса монет — носителей заданной штемпельной разновидности оседала в том регионе, куда они были отправлены. В случае с рублем Екатерины I надо полагать, что экземпляр был в составе партии рублевиков, изготовленных, возможно, для прибалтийских провинций, откуда в силу географической близости он мог перекочевать в Швецию.

 

Полтина Екатерины I, 1726 г.

Рисунок 11. Полтина Екатерины I, 1726 г. Оборотная сторона — нет крестов над малыми коронами

 

Если отсутствие крестов над малыми коронами орла на рублях встречается редко, то упомянутый дефект на полтинах Екатерины I регистрируется на значительной части монет данного номинала. На полтинах, изготовленных на Московском монетном дворе, кресты над малыми коронами отсутствуют в половине случаев (рис. 11). В целом оформление лицевой и оборотной сторон серебряных монет Екатерины I высокого достоинства отличается высокой культурой, добротным качеством и свидетельствует о героическом труде отечественных монетчиков всех уровней, которые своими руками в условиях технического несовершенства создали на монетных кружках великолепный памятник российской истории.

Источник: Петрунин Ю.П. "Монеты императрицы Екатерины I". Таллин, 2011 г. 

Автор: Юрий Петрунин

Укажите адрес электронной почты, на который будет приходить информация о новых нумизматических аукционах.

 
Включить полную версию сайта