Куда исчез серебряный двухрублевик Екатерины I?
Рисунок 1. Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Масло. Холст
«А был ли мальчик?». Даже так в свое время стоял вопрос о серебряной монете Екатерины I достоинством в два рубля. Подлинную монету никто из нумизматов XIX—XXI веков не видел. Это дало основание некоторым исследователям сомневаться в том, что она когда-либо реально существовала. Монета известна нумизматическому сообществу благодаря новодельному экземпляру (рис. 2). Это один из редких случаев, когда такая «непривлекательная особенность монетного фонда русской нумизматики» (здесь мы цитируем И.Г. Спасского), как новоделы, принесла пользу.
Рисунок 2 . Двухрублевых Екатерины I, 1726 г. Новодел. Серебро. 46 мм
В.В. Уздеников исследовал новодельный экземпляр. По его мнению «штемпеля, которыми отчеканены новодельные 2-рублевики 1726 г., не дают ни малейщих оснований сомневаться в их подлинности». В качестве одного из доказательств автор указывает на некоторые разновидности рублевиков массового чекана, у которых штемпель реверса, без сомнения, изготовлен тем же резчиком, который сделал и штемпель реверса двухрублевика. В.В. Уздеников приводит изображение двух различных реверсов рублевых монет. Гербовый орел на одном из них известен как «орел с сорочьим хвостом».
Показательно, что В.В. Уздеников, будучи профессиональным нумизматом, осторожно подходит к сравнительному анализу упомянутых монет и свидетельствует лишь о сходных признаках реверсов, не касаясь лицевой стороны монет. Видимо, автор не вполне уверен, что лицевые стороны монет принадлежат резцу одного мастера, и по этой же причине не приводит изображение лицевой стороны рублевика. Вместе с тем аверс стоит того, чтобы его изучить подробнее.
Великий князь Георгий Михайлович приводит три рублевика, гербовый орел на которых изображен с так называемым «сорочьим» хвостом (рис. 3).
Рисунок 3. Рубли Екатерины I, 1727 г. На оборотной стороне орел с «сорочьим» хвостом
Для начала рассмотрим, что объединяет между собой рублевые монеты и экземпляр достоинством в два рубля.
Во-первых, на всех монетах портрет обращен вправо.
Во-вторых, и это очевидно, все экземпляры имеют единый монетный тип.
В-третьих, штемпеля всех четырех монет были изготовлены в 1726 г. Эта дата присутствует в легенде двухрублевика. Рубли датированы 1727 годом, однако последняя цифра года на всех без исключения экземплярах перегравирована. Следы перегравировки легко различимы.
На этом основные сходные признаки заканчиваются.
Теперь обратимся к рублевикам (рис. 3). Лицевая сторона монет В и С отчеканена одним и тем же штемпелем. Монеты отличаются друг от друга начертанием второстепенных деталей оформления реверса. Сравнительное исследование изображения Екатерины показывает, что портрет на монете А (рис. 3) выполнен на более высоком профессиональном уровне, чем на экземплярах В и С. Портрет на рубле А композиционно правильно вписывается в монетный кружок, тогда как изображение императрицы на других рублевиках несколько смещено влево. Профиль портрета на экземпляре А резан плавной четкой линией, тогда как на монете В, и особенно С, силуэт приобретает неправильный ломаный вид. Это отчетливо заметно при визуальном изучении нижней губы и подбородка. Монета А выгодно отличается изящной пластикой и тонкой проработкой мельчайших деталей изображения.
Оборотная сторона рубля А также превосходит экземпляры В и С по культуре рисунка и мастерству гравировки.
Создается впечатление, что штемпеля изготавливались разными резчиками. По всей видимости, экземпляр А принадлежит резцу опытного медальера, тогда как штемпеля рублевиков В и С резались копиистами. Примечательно, что экземпляр А встречается значительно реже, чем остальные варианты. Это обстоятельство также косвенным образом свидетельствует, что медальер изготовил штемпель, с помощью которого отчеканилось ограниченное число монет. Далее за дело брались подмастерья, которые в разной степени успеха копировали работу мастера.
Теперь вновь обратимся к двухрублевику. Не правда ли, отмечается большое сходство в рисунке и пластическом решении портретов на рублевой монете А и экземпляре достоинством в 2 рубля? Наверняка штемпеля обеих монет изготавливались одним мастером. Таким образом, поштемпельный анализ с использованием иконографических приемов также показывает, что двухрублевая монета реально существовала и была сделана тем же медальером, что и редкий рубль Екатерины I с «сорочьим» хвостом.
Рисунок 4. Двухрублевик Петра I, 1722 г. Серебро. 49 мм.
История отечественных серебряных двухрублевиков берет свое начало с аналогичной монеты, которая была отчеканена при Петре I в 1722 году (рис. 4). Подлинные монеты известны лишь в двух экземплярах. Один находится в Государственном Эрмитаже, другой в Смитсоновском институте (США) в составе коллекции великого князя Георгия Михайловича. На аукционах иногда встречаются новоделы, диаметр которых колеблется от 49 до 55 мм (рис. 5).
Рисунок 5. Двухрублевик Петра I, 1722 г. Новодел
Если причина изготовления двухрублевой монеты Петра Великого не совсем ясна, то чеканку такого номинала при Екатерине связывают с попыткой А.Д. Меншикова провести денежную реформу.
Рисунок 6. Портрет А.Д. Меншикова
После смерти Петра I и воцарения Екатерины финансовая система оказалась в катастрофическом положении. Казна была опустошена. Чтобы исправить положение за дело берется светлейший князь А.Д. Меншиков. Под его руководством разрабатывается новая монетная система по образу и подобию западноевропейской. Она предполагала изготовление монет из серебра различной пробы: чем выше номинал, тем выше проба серебра. Такой принцип впоследствии использовался в царствование Елизаветы Петровны при чеканке монет для Пруссии. Западная монетная система имела двойной талер (или по-немецки — дигталер). Поэтому включение в новую российскую монетную систему двухрублевика выглядело вполне обосновано.
Идея была сама по себе неплохая. Но А.Д. Меншиков изменил бы своему жизненному кредо, если бы не видел, какие барыши может принести реформирование монетного дела. Поэтому рейхс-маршал и генерал-фельдмаршал перешел к решительным действиям. Для начала он взял под свой личный контроль «Коллежский» монетный двор. Существовавший в С.-Петербурге в то время другой монетный двор, размещавшийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, постепенно приходил в упадок. Зато на Коллежском монетном дворе кипела работа. Через своих приближенных лиц, оберкоменданта Фаминцина и «придворного алхимика» П. Крекшина, создавался новый монетный сплав. Идея была стара как мир: Меншиков планировал заменить полноценную серебряную монету на низкопробную. Количество серебра в монетном металле резко снизилось. Количество меди в новой «композиции» достигало трех четвертей. Для придания «товарного» вида в сплав добавлялся мышьяк. Это приводило к катастрофическим последствиям. И.Г Спасский писал: «Сплав «композиции» 42 пробы был настолько нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на Монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость».
Можно, конечно предположить, что Меншиков сделал рискованную попытку чеканить двухрублевик из сплава с описанными И.Г. Спасским характеристиками, что привело к его естественному разрушению. И когда изъяны на монете стали очевидными и необратимыми, ее попросту уничтожили. Монетчики могли ликвидировать монету, не дожидаясь признаков разрушения, а в силу ее непривлекательного вида, поскольку низкопробное серебро имело тусклый цвет и быстро покрывалось темной, неприятной на глаз патиной. Однако такая версия маловероятна.
Более убедительной представляется следующая гипотеза. А Д Меншиков затевает большую аферу, имеющую криминальный оттенок и далеко идущие последствия. Светлейший князь задумал «экономить», а точнее — похищать серебро не только путем занижения пробы, но и искусственно занижая вес монеты. Для достижения своей цели Меншиков создает, говоря современным языком, ОПГ — организованную преступную группу. В нее вошли кроме упомянутых Фаминцина и Крекшина пробовальные мастера Левкин, Шлаттер, Рыбаков и Шагин. По настоянию Меншикова в Верховный Тайный совет за подписью упомянутых «пробовальных мастеров» ушла бумага о пробе двухрублевиков «новой инвенции». Таким образом, Светлейший решил, как минимум две задачи. Во-первых, придал авантюрному мероприятию видимость законности и, во- вторых, взял на крючок «подельников», «повязав» их ответственностью за незаконные действия. Кстати, указанный документ является объективным доказательством существования подлинного двухрублевика Екатерины I.
Механизм «экономии» серебра за счет снижения пробы ясен из уже описанного выше. Меншиков и компания берутся за реализацию следующего этапа преступления — искусственного занижения размеров монеты. Вот как описывает этот процесс В.В. Уздеников: «Действительно, диаметр 2-рублевика, достаточно точно определяемый на новодельном экземпляре по диаметру штемпелей, был равен примерно 46 мм, а это явно недостаточно для 2-рублевика в случае чеканки его по существовавшей в то время монетной стопе банковой монеты, поскольку в большинстве случаев рубли 1725—1726 гг. изготавливались перечеканкой талеров и имели диаметр около 43 мм. Такое несоответствие было очевидно и для разработчиков 2-рублевика: чтобы он заметнее отличался от уже находившихся в обращении рублей, на его реверсе кроме обычного обозначения номинала было введено дублирующее обозначение в виде римской цифры «II» и литеры «Р» (т.е. «два рубля»).
Таким образом, налицо сговор и реализация плана монетчиков во главе с великим князем Меншиковым, направленный на масштабное хищение драгоценного металла из государственной казны. Недаром В.О. Ключевский назвал Меншикова «фальшивым монетчиком».
Рисунок 7. В. И. Суриков. Меншиков в Березове
Когда в последующей политической игре верх взяли Долгорукие, тучи над Меншиковым сгустились, и он был сослан в Березово, оставшиеся на свободе подельники предприняли все возможные меры, чтобы «спрятать концы в воду». Крамольный двухрублевик мог стать против них нежелательной важной уликой, а ее по законам уголовного мира всех времен и народов следовало уничтожить. Что и было сделано.
Источник: Петрунин Ю.П. "Монеты императрицы Екатерины I". Таллин, 2011 г.
Автор: Юрий Петрунин